«Кино балканских стран в Санкт-Петербурге» — так называется фестиваль, который с 29 мая по 2 июня пройдет в кинотеатре «Аврора». Девять стран-участниц, девять фильмов, из которых ни один не был в российским прокате.

Пять дней, девять . Источник: Пять дней, девять . Автор: Пять дней, девять

Кадр из фильма «Женщина, которая утерла слезы».

Парад суверенитетов

Фестиваль вполне можно было бы назвать парадом суверенитетов: балканские страны, многие из которых еще совсем недавно были страной Югославией, а теперь стали самостоятельными государствами со своими национальным кинематографом, уверенно заявляют о себе на международных киносмотрах, работы балканских режиссеров получают призы.

Между тем, надо признать: наши знания о балканском кино чаще всего ограничены именем . Но кино той же Сербии одним лишь Эмиром не исчерпывается, и фильм-открытие фестиваля «Когда наступит день» Горана Паскалевича, маститого и титулованного мастера, которого называют одним из последних гуманистов нашего времени, лучшее тому доказательство: история пожилого учителя музыки, на склоне лет узнавшего тайну своего происхождения, что заставляет его заняться историей концлагеря, где погиб его настоящий отец, вряд ли оставит равнодушным. С работами же других бывших югославских кинематографистов, теперь представителей суверенных Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, Черногории, Македонии, обстоятельное знакомство еще впереди. Впрочем, это замечание справедливо и в отношении других стран-участниц смотра. Потому что если, например, кино Болгарии, еще то, где Бинка Желязкова, Христо Христов, Людмил Стайков, Невена Коканова, Стефан Данаилов, мы помним и любим, то греческий кинематограф у нас известен мало. Совсем ничего не знаем о кинематографе Албании, который, к слову, когда-то «поднимали» Сергей Юткевич и Юрий Озеров. Так что причин для похода в кино в те пять дней, что будет продолжаться фестиваль, немало.

Бельмондо в Шанхае

Кадр из фильма «Шанхайский цыган».

Шесть из девяти лент сняты режиссерами-выходцами из страны «титоизма». Трогательная, одновременно драматичная и светлая «Ясмина» — дебют в большом кино боснийца Неджада Беговича, который у себя на родине известен как автор анимационных и документальных фильмов. Македонский режиссер Теона Стругар Митевска свою работу назвала «Женщина, которая утерла слезы», это история о двух женщинах — парижанке и жительнице небольшой македонской деревушки. Что между ними общего? Не спешите с выводами: бывают в жизни странные сближения.

Поклонникам все того же Кустурицы наверняка придется по душе лента Марко Наберсника «Шанхайский цыган». Режиссер из Словении снял веселую, но и грустную, разухабистую, но и заставляющую задуматься историю про Бельмондо. Не про французского киноактера, а про его словенского тезку, цыганского барона, авантюриста, торговца оружием, основателя цыганской деревни под названием Шанхай.

На создание ленты «Путь Халимы» хорватского режиссера Арсена Антона Остойича вдохновила реальная история. Героиня безуспешно пытается опознать останки сына, погибшего во время боснийской войны. Никакие тесты помочь не смогут — сын ей не родной, остается один выход: найти его биологическую мать... Лента уже получила награды международных кинофестивалей в Эстонии, Бельгии, Хорватии. «Последняя глава» — дебютная полнометражная лента черногорского режиссера Неманья Бечановича, названная критиками завораживающей драмой, в которой, однако, присутствуют элементы триллера. Это, кстати, единственный фильм программы, снятый в жанре саспенса.

ДНК героев

Кадр из фильма «Вечное возвращение Антониса Параскеваса».

Еще три-фильма — и три дебюта. Албания представлена «Распутьем» Роберта Будины. Фильм получил награду фестиваля независимого кино Bloody Hero в США. История двух братьев, вынужденных в поисках лучшей доли покинуть Албанию и обосноваться в Греции, где пути их разойдутся самым трагическим образом, режиссером не выдумана: прототипов своих героев он встречал в жизни. Константин Божанов — болгарский режиссер, вот уже лет двадцать живущий в Нью-Йорке и успешно занимающийся живописью, недавно дебютировал в большом кино: его «Аве», для молодых и про молодых, покажут в Петербурге. К слову, на фестивале в Гамбурге режиссер был удостоен специальной премии, которую присуждают молодому таланту.

Герой ленты гречанки Элины Псику «Вечное возвращение Антониса Параскеваса» — звезда популярного телешоу, ради самопиара решивший разыграть свое исчезновение... Лента была удостоена премии на кинофестивале в Карловых Варах. Именно Псику принадлежит горькая фраза, которая во многом звучит, как символ времени: «ДНК моей страны состоит из трагических героев».

Безусловно, все фильмы программы в той или иной степени отражают современную жизнь Балкан. Нет в этом кино «модерновых» наворотов, которыми часто грешат современные режиссеры, отчаянно скрывая за этим творческое бессилие. А есть, может, и тесный, но хрупкий мир «маленьких» людей, живущих надеждой на любовь и верой в добро.

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.