2 мая в прокат выходит «Железный человек 3». О победоносном шествии супергероя в прокате говорить не интересно, намного увлекательнее вспомнить о жизни Старка в «докиношный» период. Герой этого материала — комикс, непризнанный многими микс литературы и изобразительного искусства.

К истории вопроса

Комикс (от англ. сomics, сокращение от comic strip — юмористический рассказ в картинках) — намного более древний вид творчества и способ повествования, чем многие думают. Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуйи»). «Аллилуйи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии. К этой же теме можно отнести и широко известный русский лубок. Если пойти еще дальше, можно вспомнить и наскальную живопись, — чем не первобытный комикс?

Но все же то, что мы понимаем под комиксами сегодня, относится к явлениям массовой культуры (преимущественно американской) XX века. 30 — 50-е годы в США принято считать «золотым веком комиксов», именно в это время комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях. Появляются Бетмен, Супермен и Капитан Америка.

За «Золотым веком» логично следует «Серебряный», подаривший нам Фантастическую Четверку, Человека-Паука, Халка, Тора, Людей Икс, Железного Человека и многих других.

Утром — в журнале, вечером — на экране

Нет ничего удивительного в том, что комиксы так быстро и легко перекочевали из журналов на киноэкран. И дело здесь не только в яркости сюжета и новизне персонажей. Комикс, по сути, — готовая раскадровка, очень удобная для экранизации. А использовать комиксы как основу для создания мультипликационных фильмов — уж сам Бог велел.

Многие удивятся, но комиксы сопровождали кино с момента его рождения. «Политый поливальщик» братьев Люмьер основан на сюжете короткого комикса из газеты. «Поливальщик» стал первой игровой картиной в кино.

Современный яркий пример использования эстетики комиксов и игры с ней — фильм «Кто подставил кролика Роджера?» . Он удачно совместил и даже породнил актеров и мультперсонажей, игровое и анимационное действие.

«Криминальное чтиво» и вовсе убеждает нас, что жизнь похожа на комикс дурного пошиба, которым зачитывается так и не выросший гангстер Винсент, в результате чего становится жертвой своего детского увлечения.

К 70-м годам комиксы приобрели такую популярность, что в их взаимоотношениях с кино начался обратный процесс: теперь не фильм снимают на основе комикса, а пишут комиксы по культовым фильмам. Так в 1977 году, за три месяца до выхода сенсационного фантастического фильма «Звездные войны», компания «Марвел Комикс» приступило к изданию серии комиксов по сценариям этого фильма.

Дальше — больше: в 90-м появляется серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дика», «Ворона» и другие произведения Эдгара По, «Большие надежды» Диккенса, «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэррола в жанре комикса. Начинают печатать комиксы по мотивам фильмов, таких как «Чужой», «Хищник», «Терминатор».

Рок-музыка — еще одна тема, которая встречается в комиксах 1990-х годов, истории в картинках изданы практически про всех рок-звезд. Даже музыкальный журнал «Heavy Metal» порадовал читателей авангардной комикс-книгой лучших европейских художников.

Зомби-серии

В связи с комиксами, возникает понятие «Zombie strip», но это совсем не то, о чем вы думаете. К произведениям о зомби это, к сожалению, отношения не имеет. Это комикс-серия, которая продолжает публиковаться несмотря на то, что ее создатель скончался. Часто обычная серия превращается в зомби по причине желания сохранить выгодный бизнес.

Такие серии теряют со смертью автора свою оригинальность и увлекательность.

К зомби-сериям причисляют малоизвестные в России «Blondie», «Деннис Мучитель», «B.C.», «The Wizard of Id», «Френк и Эрнест», «Hi and Lois», «The Family Circus», «Barney Google and Snuffy Smith», и «Ginger Meggs».

Отечественный комикс

Как известно, широкого распространения в СССР комикс не получил. Однако советские комиксы существовали и были весьма популярны среди широкой аудитории. Вспомним, например, небольшие рисованные истории, которые печатались в «Веселых картинках» для детей и в журнале «Крокодил» для взрослых.

В конце 30-х вышла детская книжка-альбом советского художника Николая Радлова «Рассказы в картинках» — один из ранних образцов комикса в СССР. На рисунках из книги основан первый выпуск детского мультипликационного альманаха «Светлячок № 1».

Изредка иностранные комиксы публиковались в журнале «Наука и жизнь». В 90-х издавались журналы комиксов, ориентированные, в основном, на патриотическое воспитание молодежи. А в 2012 году и вовсе был издан комикс «Иллюстрированная Конституция России», в 2013 вышло второе издание. А это значит... жизнь продолжается!