Шесть фильмов, снятых за последние два года, которые следует посмотреть в преддверии конца света. Благодаря своей грандиозности идея конца света всегда была невероятно популярна в кинематографе, но этом году отношение к уже набившей оскомину теме совершенно особенное.

Сразу несколько режиссеров предоставили свои версии кино-апокалипсиса, в которых вопреки моде, введенной Голливудом, внимание сосредоточено не столько на крушении современной цивилизации, сколько на вопросах о смысле человеческого существования вообще и внутренних переживаниях героев, осознавших всю безысходность обрушившейся на них трагедии, в частности.

Кадр из фильма «Меланхолия»

«Меланхолия»

Пожалуй, одна из самых обсуждаемых и самых живописных картин об окончательной гибели человечества. Ее сюжет строится вокруг жизни двух сестер в роскошном особняке вдали от города: психически неуравновешенной Жюстин и «правильной» Клер, тщетно пытающейся контролировать ситуацию, даже когда столкновение Земли с планетой Меланхолия становится очевидным.

Равнодушный к законам астрономии фильм отличается очень точным изображением психологического состояния людей перед лицом смерти и особой романтической эстетикой: музыка из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», отсылки к всемирно известным шедеврам живописи, кадры величественной природы. Так режиссер раскрывает двойственность прекрасной вселенной, изображая беспомощность человека перед страшными силами и неумолимой судьбой.

«Меланхолия» заслужено вошла в список величайших фильмов, составленный авторитетным британским журналом о кино «Sight & Sound», а за роль Жюстин получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. , однако, не считает этот фильм своей лучшей работой. На одном из интервью, сравнивая «Меланхолию» с игрушкой из киндер-сюрприза, он заявил, что эта картина слишком проста для того, чтобы быть шедевром.

Кадр из фильма «Туринская лошадь»

«Туринская лошадь»

Подобно «Меланхолии», «Туринская лошадь» получила широкое признание кинокритиков и вошла в список лучших фильмов мирового кинематографа. Впрочем, несмотря на общую тему и почти одинаковый успех, эти безусловно символические картины признанных классиков невероятно различаются как в своих идеях, так и в их художественном воплощении.

Визуально аскетичная кинопритча Белы Тарра из-за затянутости кадров, неторопливо разворачивающегося сюжета кажется почти бессобытийной, но ее лаконизм производит мощное впечатление на зрителя. Начинается она с краткого повествования о том, как в Турине Фридрих Ницше увидел избиение лошади, но сам философ в кадре присутствует незримо, уступая главную роль извозчику и его дочери, погруженных в унылую рутину своего существования. Конец света в фильме наступает в самом прямом смысле этого слова: свет гаснет и герои навсегда остаются в непроглядной тьме.

Катастрофа по Бела Тарру изображена не как грандиозное событие, неожиданно обрушившееся на не готовых к ней людей, но как невыносимая монотонность повседневной жизни, в результате которой безликий мир окончательно превращается в ничто.

Получившая «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале черно-белая драма достойно завершила режиссерскую карьеру культового мастера венгерского кино.

Кадр из фильма «Последняя любовь на Земле»

«Последняя любовь на Земле»

Сентиментальный гимн любви, как идеальной опоре в мире, где остальные чувства (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) оказываются под угрозой, в результате таинственной эпидемии, поражающей всех без исключения.

Впрочем, люди — существа упорные: они до последнего умудряются приспосабливаться ко всем возникшим сложностям, продолжая заниматься своими привычными делами. Вот и эпидемиолог Сьюзен упорно ищет лекарство, которое сможет спасти человечество, а повар Майкл — способ сохранить свою работу в мире, где уже никто не чувствует ни запаха, ни вкуса. Во время этих безуспешных поисков герои неожиданно находят друг друга. Так гибель человечества в результате таинственной болезни становится по сути лишь фоном для романтических отношений героев, сыгранных обаятельным и красавицей

Несложные метафоры, разъясняемые грустным закадровым голосом, псевдодокументальные нарезки новостей, слегка затянутый и в принципе незамысловатый сюжет с почти оптимистичным финалом — пожалуй, все особенности этой самой легкой драмы об апокалипсисе за последние годы.

Кадр из фильма «4:44 Последний день на Земле»

«4:44 Последний день на Земле»

Номинант на получение «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале описывает жизнь завязавшего наркомана Сиско и его молодой подруги — художницы Скай, вместе смотрящих телевизор и разговаривающих по скайпу с родными в последние часы перед наступлением глобальной катастрофы. Конец света ни для кого уже не является неожиданностью, время его наступления просчитано вплоть до минут, людям остается только ждать. И в большинстве своем они, действительно, просто ждут, практически не меняя при этом свой привычный образ жизни. Конечно, ничто не мешает им молится без перерыва в порыве божественного экстаза, впадать в истерику и кричать на улице о своем нежелании умирать или обвинять неких парней, которые виноваты в истощении озонового слоя, только это ничего уже не изменит.

Никаких особых психологических отклонений фильм не фиксирует. Вместо этого неспешное и утомительное движение к неизбежной смерти. Будничный конец света, принятый критиками в целом без энтузиазма.

Кадр из фильма «Укрытие»

«Укрытие»

Обладатель многочисленных наград, среди которых есть и призы Каннского кинофестиваля, фильм стал настоящей сенсацией года, несмотря на то, что двухчасовое исследование иррациональных страхов простого американского рабочего Кертиса выдержит не каждый зритель.

Главную роль в фильме сыграл и сделал это мастерски. Уже только благодаря выражению его лица становится ясной вся тяжесть отчаяния человека, терзаемого эсхатологическими видениями, в то время как его добропорядочные соседи и жена видят в нем больного человека, отказываясь верить в его пророчества. Сам Кертис очень старается вернуть себе душевное равновесие, но в конце концов, уступает подавляющей его сверхъестественной силе и строит убежище для своей семьи. Собственно на протяжении почти всего фильма ничего значительного больше не происходит. Лишь напряжение становится таким мощным, что в финале невольно надеешься на то, что катастрофа все-таки случится и страдания героя окажутся не напрасными.

Кадр из фильма «Конец света»

«Конца света»

На этом список фильмов о гибели жизни на Земле не заканчивается. 20 декабря, то есть за день до назначенного вселенского катаклизма, апокалипсис свершится, но увидеть его можно будет скорей всего лишь в кинотеатрах, где покажут один из лидеров испанского проката 2012 года, — триллер с говорящим названием «Конец света». В отличие от вышеназванных режиссеров, Хорхе Торрегросс снял не оригинальную историю, а экранизировал популярный роман Давида Монтеагудо, произведение полное мистических событий и неожиданных поворотов сюжета.

Правда, демонстрироваться в петербургских кинотеатрах фильм не будет, но ведь все выжившие могут отпраздновать «новую жизнь» поездкой в Москву и совместить это путешествие с просмотром «Конца света».