После двухлетнего перерыва с новыми силами взялся за работу в кино, театральные проекты и концерты группы «ГК».

Одним из главных событий ухоящего года для актера стала московская премьера спектакля «Скамейка» по одноименной пьесе драматурга Александра Гельмана, сыграная Гошей Куценко на пару с . В середине декабря трагикомичную историю двух одиноких людей – мужчины и женщины, встретившихся однажды в парке на скамейке, привезут в Петербург. О предстоящей премьере, музыке и предновогодних надеждах рассказывает Гоша Куценко.

— Расскажите немного о премьере спектакля «Скамейка». Как возникла идея сыграть пьесу Гельмана вдвоем с Ириной Апексимовой?
— Это была идея Иры. Мы с ней давно хотели сыграть парный спектакль, потому что мы друзья, нам комфортно вместе, мы одной школы – оба мхатовские. Ира долго искала пьесу и остановила свой выбор на «Скамейке» – это одна из главных комедий СССР. Я поначалу притормаживался, не мог определиться, потому что в пьесе очень много текста, а я ленивый человек, мне сложно учить такие объемы. Я-то играю в основном пьесы, в написании которых участвую сам. Я никогда не был академическим театральным актером, редко играю чужой текст, за исключением гоголевского «Ревизора».

Пока я думал, Ира начала репетировать спектакль в другой компании. Однажды утром она позвонила мне и сказала своим низким голосом: «Спасай меня!» Я знаю, что если Апексимова обращается с просьбой, значит действительно нужно помочь. К тому же, когда-то шесть лет назад я так же позвонил ей за неделю до премьеры спектакля «Игра в правду» со словами: «Ира, спасай меня!» И она помогла мне, мы вместе сделали этот спектакль.

— А как складывались отношения с режиссером Никитой Гриншпуном?
— Мы выпускали спектакль уже без режиссера, были с Ирой сами себе режиссерами. У меня все лето были съемки, репетировать было нельзя, зато я спокойно учил текст – решил подойти к созданию спектакля честно, чтобы, когда я выйду на сцену, текст, что называется, «не парил». На выпуске в конце августа режиссер заехал к нам пару раз. Параллельно он уже делал другой спектакль и сказал что-то обидное типа: «Ладно, для антрепризы сойдет». Для нас это был вызов, мы поняли, что принципиально хотим сделать спектакль хорошим и очень любимым нами. Так и получилось.

— А как бы вы определили жанр спектакля?
— Историческая трагикомедия – так бы я обозначил этот жанр. «Историческая» – в смысле ностальгии по 80-м годам в СССР, в которых и происходит действие пьесы. Мы с Иркой, кстати, потихоньку пишем современную «Скамейку», она будет называться «Лавочка». (Смеется.) О том, как два современных человека встречаются в парке, и что между ними происходит. Люди из «Скамейки», с их ценностями, мечтами, трогательны, как дети. Сейчас нравы изменились. Когда пьеса только была написана, ее почти не пускали на сцену, а сейчас эти развращенные, по меркам того времени, люди выглядят почти святыми.

— А вы меняли текст, может быть, пытались его осовременить?
— Мы вообще не меняли текст. Гельман, кстати, очень боялся, что его слова будут коверкать. Мы, конечно, что-то добавили, но не осовременивали пьесу. Мы хотели выдержать дух времени. Этот спектакль я посвящаю своим родителям, мне очень жаль, что они его не увидят. Мой папа был очень верным человеком. Когда я играю, думаю о нем и о маме, я как будто вижу их, улыбающихся, в зале и думаю, что они были бы счастливы.

— Помимо театра и съемок в кино, вы занимаетесь и музыкой, создали группу «ГК», в 2010 году выпустили дебютный альбом «Май ворлд». Но у вас ведь нет музыкального образования?
— Нет, и мне так жаль! Хотя, если бы у меня было музыкальное образование, я бы не пошел в театр. Наверное, занялся театром потому, что больше ничего не умел. Абсолютно не умею делать бизнес, я слишком неспокоен для режиссуры, но последовательно иду к ней. Когда-нибудь успокоюсь и обязательно буду заниматься режиссурой, сделаю большой проект. Но для этого надо созреть. Я очень взбалмошный человек, и, если бы я был музыкантом, мне было бы легче. Я всегда сам придумываю тексты, без нот пишу музыку. Мне здорово помогают мои музыканты – профессионалы и хорошие друзья. Мы чудом соединяем графики и остаемся на плаву. Вот завтра, например, у меня концерт в Екатеринбурге. Буду играть полный концерт в клубе и получать дикое удовольствие!

С другой стороны, если бы у меня было музыкальное образование, я бы не отстоял такую огромную очередь к успеху, длиною в 10 лет. В наши сумбурные 90-е театр меня, наверное, и сохранил, я выдержал серьезную, мощную театральную паузу. Потом судьба свела меня с Виктором Шамировым, и он дал мне «вторую жизнь», дал особую театральную школу – гитисовскую.

— Но эта пауза пошла вам на пользу?
— Думаю, да. В театре я бы спился. В 90-е я ничего особо не играл, снималось тогда всего человек пять. Но я выстоял, попал на телевидение, обрел там популярность, что было важно в те годы. Дешевую популярность, но я ею очень дорожу. Моя дешевая популярность для меня бесценна.

— За этот год вы снялись в шести фильмах. Как вы все успеваете?
— Не знаю, просто много работы накопилось. Я ведь последние два года сидел в Москве практически безвылазно из-за болезни родителей.

— Больше года уже существует ваш благотворительный фонд помощи детям с ДЦП «Шаг вместе». Как в нем обстоят дела?
— Все в порядке, мы работаем, ищем спонсоров. У нас уже есть главврач, есть первые пациенты. Мы помогаем адресно, но не так много, как хотелось бы. Фонд пока существует как перевалочный пункт сбора денег – в этом нет красивой идеи, но мы ищем ее. Я понял, что нужно действовать широкими мазками. Пока попробуем создать небольшую больничку, на ней проверим технологию работы и будем открывать реабилитационные некоммерческие центры в других городах.

— А почему вы этим занимаетесь?
— Потому что я заметный, я для этого и нужен. Подключил к этому всех своих ребят – известных актеров. Вот, например, выходит моя картина «Со мною вот что происходит», и мы делали предпремьерный показ для друзей фонда в знак благодарности.

— А что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии Нового года?
— Беречь родных и близких. И обязательно посмотрите новогоднюю картину, которую мы сняли с Виктором Шамировым, – «Со мною вот что происходит». Это очень грустное кино, элегия, производная картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» Один из главных героев фильма – музыка Таривердиева. Мы с Витей подумали, что Новый год – это единственный день в году, когда человек живет надеждой. Надеждой на то, что следующий год, пусть даже он, может быть, и будет для него последним, а может быть, и самым счастливым, принесет что-то хорошее. И я точно знаю, что не все празднуют Новый год в счастье, в радости. Для многих это короткое отвлечение от суровой, тяжкой жизни, которой мы живем, которая ведет нас. Поэтому этим грустным, но светлым фильмом я поздравляю всех зрителей.