Вопреки шутливому, но с примесью иронии, мнению, что немецкое кино — это непременные или в главной роли, в программе IX фестиваля немецких фильмов эти культовые имена не значатся. Что не делает менее интересной самую свежую подборку фильмов из Германии.

С 13 по 16 декабря в кинотеатре «Аврора» ждут знатоков и поклонников немецкого кинематографа. Программа, представленная Гете-институтом в рамках Года Германии в России, имеет все основания называться премьерной: ни одна из картин еще не выходила на российские экраны. Все фильмы демонстрируются на немецком языке с русскими субтитрами.

Откроет фестиваль трагикомедия «Три четверти луны». Лучшей ленты для такого важного события, как открытие, и выбрать было нельзя. Во-первых, потому что это хоть и «траги…», но все же комедия, а существует мнение, что уж кто-кто а немцы снимать комедии… не умеют. А, во-вторых, критики любят позубоскалить о том, что немецкое кино отличает совершенно неконтролируемая сентиментальность. Так вот в фильме Кристиана Цюберта есть все для того, чтобы и улыбнуться, и умилиться. Это веселая и трогательная история о дружбе пожилого ворчуна-таксиста и маленькой турецкой девочки, ни слова не знающей по-немецки. Оказывается, что и о тяжкой доле мигрантов (тема, актуальная не только для Германии, но и для всей Европы) можно снять просто доброе кино. Лента с успехом прошла в немецком прокате. В Петербурге картину представят режиссер Кристиан Цюберт и исполнитель главной роли Эльмар Веппер — один из самых популярных в Германии актеров кино и телевидения. 

Кадр из фильма «Три четверти луны»

Не менее острой теме посвящен и фильм «Воительница» Давида Внендта, признанный в Германии самым успешным кинодебютом последних лет. Героиня ленты — член молодежной неонацистской группировки — под влиянием обстоятельств пересматривает свои убеждения, но оказывается, что порвать с бывшими соратниками не так-то просто. «Воительница» была названа в Германии лучшим фильм прошлого года. Надо заметить, что история —современная или совсем седая — одна из основных ( что важно — бескомпромиссных!) тем немецкого кино. Ни один фестиваль не обходится без картин, снятых про времена Берлинской стены. И если правда, что историю страны можно изучать разными способами и кино далеко не худший из них, то эта правда как раз про следующие два фильма. «Западный ветер» Роберта Тальхайма — молодежная мелодрама о двух сестрах-близнецах из ГДР, одна из которых готовит побег на Запад. На премьеру фильма в Петербурге приедут продюсер Сюзанн Шимк и ее сестра Дорин, ставшие прототипами главных героинь. А документальная лента «Тут вам не Калифорния» Мартена Перзиля посвящена первым скейтбордистам ГДР. Тем ребятам, которые своими руками мастерили скейты из подручных материалов, совершали головокружительные трюки, приводя в расстроенные чувства даже агентов Штази. Это гимн бунтарям далеких 70-м, гимн юности и отчаянной смелости.

Кадр из фильма «Тут вам не Калифорния»

Чувствительного зрителя не оставит равнодушным драма классика немецкого кино Андеаса Дрезена «Остановка на перегоне». Главный герой ленты узнает о смертельном диагнозе — несложно представить, сколько всего можно было «накрутить» вокруг такой темы. Но Дрезен снял свое кино не о смерти, а о жизни, о ее торжестве над бездной, даже если трагедия неминуема. За что и получил приз программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля и несколько премий Немецкой киноакадемии. И если уж говорить о чувствах, то без женщин-режиссеров не обойтись. Пола Бек и Бригитте Бертеле лично представят в Петербурге свои фильмы. «Сломанные горизонты» Бек — грустная и очень серьезная история о беременной студентке перерастает в размышление об инфантилизме 25-летних, не готовых нести ответственность за свои поступки. Лента Бертеле «Горение» — пронзительная, полная драматизма история о женщине, которая, став жертвой жестокого изнасилования, не желает мириться с положением униженной и мечтает отомстить своему обидчику.

Кадр из фильма «Остановка на перегоне»

Непростые времена переживают и герои двух следующих лент, обе сняты именитыми режиссерами, обе принимали участие в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля. В фильме «Милосердие» Матиаса Гласнера события разворачиваются на фоне прекрасных норвежских фьордов и северного сияния. Может, потому драма о переживающей кризис в отношениях семейной паре по определению не могла быть банальной. Так и случилось: режиссер берет не мелодраматизмом сюжета, а его непредсказуемостью. Семейная тема — и в центре фильма «Все, что останется». Режиссер Ханс-Кристиан Шмид снял умное и тонкое кино про «разобщенность близких душ». В фильме блистает примадонна немецкого экрана — Коринна Харфух.

Еще одна традиция любого фестиваля немецкого кино — сборник короткометражных фильмов выпускников немецких киношкол «NEXT GENERATION» на этот раз с пометкой «2012». Не забыта и юная аудитория. «Самсу повезло» — экранизация произведений Пауля Маара о приключениях волшебника Самса, смешного существа с пятачком вместо носа, умеющего исполнять любые желания.

Судя по нынешней программе, немецкие режиссеры все чаще отказываются от цели делать какие-то программные заявления. Они просто делятся своими мыслями и всех приглашают к разговору.