На прошлой неделе завершился пятнадцатый по счету Международный кинофестиваль «Чистые грезы», проводимый компанией «Дебошир фильм».

Ее создатель и бессменный руководитель, актер и режиссер , в этом году предложил для показа на фестивале фильм молодого режиссера Антона Сухарева с показательным названием — «Дримс». Кино о мечте и мечтателях снимали с бюджетом 350 тысяч рублей летом прошлого года в Петербурге — все актеры и съемочная группа работали бесплатно.

Это музыкальная трагикомедия, в основе которой лежат истории мечтателей разных поколений. Главные герои фильма, Аня и Дэн, попадают в фантастический водоворот событий в одном легко узнаваемом городе. Ден — уличный музыкант-неудачник, не нашедший в современной жизни своей гавани и живущий в грезах своей молодости. А это — рокерская «мечта с кровью» мальчишек перестройки, звучащая из подворотен голосами Цоя и Шевчука, Башлачева и Летова... Он превратил свою жизнь в одиссею на останках своей мечты. Ему уже за тридцать, а он все еще с гитарой, в стоптанных кедах поет в подземных переходах свои надрывные песни. Он боится предать свою мечту.

Другая героиня — Аня — неловкая и смешная, добрая и открытая, ранимая, но одновременно настойчивая. Она мечтает стать певицей. Но ей претят жестокость, предательство и беспринципность, которые часто используют, чтобы добиться своего в этой области. Судьба Ани — это история «ребёнка», живущего в каждом из нас, который смог сохранить себя и заразить своим вдохновением окружающих.

«Дримс» задумывался как качественный некоммерческий полнометражный музыкальный фильм. Таким он и получился. О том, как сбываются киномечты мы поговорили с создателями фильма.

 — актер, режиссер, президент фестиваля «Чистые грезы»:

Фильм, хоть и называется «Дримс», но в контекст фестиваля «Чистые грезы» никак не вписывается. Режиссер Антон Сухарев попросил у меня только разрешения использовать название. Контекст фестиваля подразумевает взаимодействие авторов фильмов и зрителей. Этот фильм выстроен по другой концепции: зрителям будут платить, чтобы они его смотрели. Это многообещающий ход для мирового кинематографа, если он присоединится к нашему движению.

Мне кажется, наше государство в лице Кинофонда могло бы поддержать такую идею, чтобы привлечь внимание зрителей. В связи с тем, что кинотеатры заняты американскими фильмами, я предлагаю организовать систему кинопередвижек — две-три тысячи утепленных надувных ангаров будет достаточно. Если оптимизировать бюджет некоторых фильмов, можно выделить деньги на этот «русский прокат». Можно ввести налог на кинозрителя со сверхдоходов и платить людям за то, чтобы они ходили в кинопередвижки, киноангары, киношатры и смотрели русские фильмы.

Я никогда не вмешиваюсь в работу людей, снимающих кино на студии «Дебошир фильм», в первую очередь, потому что я не хочу и не люблю работать. Я занимаюсь самопознанием. И мое участие в фильме «Дримс» было минимальным — я изобразил поэта, живого гения таким, каким его видит Антон Сухарев. Я не сам выбирал себе роль — меня это не интересует. Более того, меня не интересует актерская карьера вообще. Какое будущее может быть у актера? Будешь получать в театре 20 тысяч рублей в месяц, играть пьесы — все это анахронизм, устаревший способ взаимодействия со зрителем. А русское качественное кино отсутствует как таковое, потому что смотреть на него негде, кроме как на нашем фестивале. У актера в России нет будущего.

Фильм я не смотрел и не собираюсь. Пока мне как зрителю не заплатят за то, чтобы я его увидел — я этого делать не буду. Зато я всех приглашаю в наши духовные пространства, где каждый сможет найти себе место, потому что они бесконечны.

Антон Сухарев — режиссер фильма «Дримс»:

Это музыкальная трагикомедия, музыкальный трагифарс. Почему музыкальный фильм? Потому что Аня Иванина! Я познакомился с ней и с ее песнями, практически одновременно я познакомился с Дэном Дягилевым, и возникла идея снять о них музыкальный фильм. Отсюда пошла сюжетная связка, такое странное сплетение героев — немолодой рокер, которому не хватает отваги сдохнуть, как он сам поет, и жизнерадостная девочка, которая никак не может найти себя.

Одновременно с работой над фильмом Аня Иванина сделала из этих песен музыкальный спектакль «Мадам Ивани», но это совершенно другой жанр. Я рад, что ее театральная карьера развивается. Работа в фильме помогла ей при создании спектакля, а репетиции спектакля помогли сниматься в фильме.

Вообще, мы со сценаристом Лешей Платуновым уже давно копим истории — все, что вы увидите в фильме, основано на реальных событиях. Мы, конечно, причесываем эти истории, поэтизируем, но рождаются они из реальных жизненных событий. Выдуманных с нуля историй практически нет.

Трагикомедия для меня сейчас самый интересный жанр. Герои нашего фильма, конечно же, мечтатели, но мечта у них с болью, с выщербленкой. Так, наверное, и должно быть. В фильме все время чередуется смешное и серьезное.

Я очень давно хотел поработать с актерами Небольшого драматического театра. Они замечательные артисты, но мало снимаются. Мне легко было собрать такую хорошую, пусть и небольшую команду, которая работала бесплатно. Наверное, моя репутация и многолетний опыт работы с ними сыграли не последнюю роль. Все было на дружеских началах.

Мне очень нравится сотрудничать с «Дебошир фильмом». Александра Баширова я знаю около восьми лет, он уже снимался у меня. Мы друг друга не трогаем, в хорошем смысле слова. Не мешаем друг другу, что очень важно для творчества. И мы всегда можем друг на друга рассчитывать. «Все для автора» — это давняя политика Баширова. Он никогда не лезет ни в сценарий, ни в работу режиссера — ни во что. Он может высказать свое мнение, но никогда не станет переделывать что-то.

Я, в общем-то, доволен результатом — 75% из 100% возможных мы в фильме реализовали.

Анна Иванина — актриса, исполнительница роли Ани:

В проект меня пригласил Антон Сухарев, он услышал песню «Про Василия», и сказал, что ему в новый фильм нужна такая героиня, как я. Мне было интересно сыграть девушку, которая поет эти песенки. Антон, кстати, был первым человеком, которому они понравились. А еще я сразу поняла, что как бы не закончилось наше творческое сотрудничество, мы точно весело проведем время.

Как-то после репетиции в театре мы артисткой Верой Фоминой остались поболтать. Вера играла на аккордеоне и вдруг запела: «Сотрудник Макдональдса Василий...». Я ее сразу поддержала: «Вчера Вы меня пригласили!». У нас было хорошее настроение, которое вылилось в песню. Потом, вдохновленная этим опытом, я все ходила и придумывала смешные припевы. Была весна, в Питер вернулось долгожданное солнце, я была влюблена, но никак не могла встретиться с Ним... Так родилась песня «Миша проснись — скоро апокалипсис!» Хотя Он был совсем не Миша (Смеется.)

На съемочной площадке собралась интересная команда, а главное — терпеливая. Работа шла в свободном режиме, все были готовы к импровизации. Все что-то предлагали и все друг друга слышали! В этом большая заслуга именно режиссера.

На съемочной площадке я встретилась с потрясающими актерами! Сразу вспоминается один съемочный день: моя героиня опять устроилась на работу, теперь она преподает гимнастику для людей пожилого возраста. Играла песня «Антонина Семенна», я показывала упражнения, и за мной их повторяли потрясающие женщины! Например, бабушке Юле 90 лет, она так веселилась и танцевала! Казалось, время остановилось. Я не видела бабушек, это были девочки — непосредственные и счастливые! Они ссорились и тут же мирились, шутили, смеялись и играли! Когда я уходила, они сказали: «Спасибо, Вы зарядили нас энергией!» Но это было совсем не так, это они зарядили меня! И вдохновили своей любовью к жизни!