С августа по октябрь в кинотеатре «Аврора» при полных аншлагах была показана киноверсия нашумевшего спектакля Денни Бойла «Франкенштейн». И вот уже на экраны выходит анимационная лента Тима Бертона «Франкенвини».

«Франкенвини» (2012)

Породить чудовище

Думала ли Мэри Шелли (на тот момент — Мэри Годвин), отправляясь в компании своего будущего мужа Перси Шелли на виллу к их другу Байрону, что ее роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», написанный ею, по сути, на спор, впоследствии породит несчетное количество интерпретаций? Да и сам эпизод встречи друзей на Женевском озере не раз привлечет внимание деятелей искусства. Помните фильм Кена Рассела «Готика» (1986), в котором причину «порождения чудовищ» режиссер объясняет чрезмерным употреблением опиума?.. Но это версия Рассела. По свидетельству Мери Шелли дело обстояло так: «Лето было сырым и холодным, беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому». И компания, сидя у камина, развлекалась чтением немецких рассказов о привидениях. Это и натолкнуло Байрона предложить каждому написать «сверхъестественный» рассказ. Как показало время, самым удачным было создание Мери...

Мэри Шелли

Идея романа пришла Мэри Годвин во сне: «Мне привиделся ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».

Франкенштейн-статистика

В общей сложности кино- и телеверсий о гениальном ученом, создавшем монстра из кусков человеческого тела и бежавшем в панике от своего создания, множество. Самая первая киноадаптация романа - 16 минутная лента Джея Доули - появилась в 1910 году, многие годы картина считалась пропавшей, но в она 50-е оказалась в руках одного коллекционера, а в 70-е была идентифицирована. Самым известным считается экранизация романа 1931 года, где Борис Карлофф сыграл главную роль. Сергей Бережной писал в статье «Отягощенные злом» об этой роли: «Карлофф играл не Чудовище. Он не был убийцей или ходячим мертвецом. Он был огромным ребенком, которому приходится методом горьких ошибок познавать окружающий мир. И когда ошибок накопилось слишком много, этот ребенок, так и не научившийся совершать правильные поступки, с неизбежностью погиб...». Самой скандальной экранизацией признан фильм «Плоть Франкенштейна» Пола Моррисси с участием Джо Далессандро секс-символом кинофабрики Энди Уорхолла. А вот картину «Франкенштейн Мэри Шелли» Кеннета Брама 1994 года принято считать наиболее соответствующей тексту и духу романа. «Франкенвини» же обещает стать самым далеко ушедшим от первоисточника, ведь рассказывается в нем о том, как чрезвычайно одаренный мальчик Виктор Франкенштейн возрождает после смерти... своего любимого пса Спарки.

Фильм 1931 года, по мнению продюсеров, получился настолько страшным, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором актер Эдвард ван Слоун, прославившийся исполнением ролей борцов с нечистой силой, предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, пусть пеняет сам на собственную беспечность....

Бертон: Франкенштейн forever!

Можно сказать, что идеи Мери Шелли волновали Бертона на протяжении всей его творческой жизни. Его первый «Франкенвини» был снят в 1984 году — он был вторым по счету короткометражным фильмом, снятым режиссером на студии «Дисней». Впрочем, тогда отношения со студией у Бертона не задались. Фильм обвинили в мрачности и депрессивности, а сам режиссер был уволен со студии с формулировкой «пустая трата рабочей силы и денег». Спустя 6 лет фильмография Бертона пополнится картиной, с которой началось длительное и плодотворное сотрудничество режиссера с Джонни Дэппом - «Эдвард Руки-ножницы», в которой вновь будут фигурировать безумный гений (его сыграл кумир юности Бертона Винсент Прайс) и его творение. В 2012 году у есть все основания полагать, что режиссер поставил на волнующей его теме точку, выпустив на студии «Walt Disney Pictures» полнометражный анимационный фильм «Франкенвини» в формате 3D, продемонстрировав нам в полной мере и свою любовь к фильмам ужасов и свое умение иронично относиться к объекту своей любви.

Тим Бертон: «Причина, по которой я так хотел снять «Франкенвини», состоит в первую очередь в том, что я вырос на ужастиках, Но помимо этого я сам в свое время был маленьким мальчиком, у которого была любимая собака. Дружбу, которая нас связывала, редко встретишь в наши дни. Мы очень многое значили друг для друга. К сожалению, собаки не живут столько, сколько люди. И нам приходится переживать принудительный разрыв столь ценных отношений. Осознание этой вынужденной потери вкупе с историей о Франкенштейне как-то объединились в моем сознании. Такое не так-то просто забыть».