На экраны вышел новый фильм Тима Бертона «Мрачные тени». Бертон, наверное, является одним из самых неоднозначных режиссеров Голливуда.

Плодотворно работая в рамках киноиндустрии, он сумел совместить неповторимый авторский стиль и успех у широкой публики. Его картины наполнены странными, подчас пугающими персонажами. Тем не менее творчество Бертона никогда нельзя было отнести к категории фильмов ужасов или другому конкретному жанру. По одному из признаний режиссера, связать свою жизнь с кино его подтолкнул случай, когда он вместо письменной работы, заданной в университете, снял короткометражный фильм о знаменитом иллюзионисте Гарри Гуддини. С тех пор магия кино навсегда овладела будущим режиссером. Но даже в «странной» фильмографии такого режиссера, как Бертон, есть исключения.

«Эд Вуд» (1994)

После успешной работы над фильмом «Бэтмен возвращается», Бертон неожиданно для всех решил экранизировать биографию Эда Вуда, режиссера одиозного и заслужившего звание «худшего» в Голливуде. Перед началом съемок Бертон принял непопулярное у продюсеров решение снимать картину на черно-белую пленку, чтобы стилизовать фильм под картины Вуда. Из-за этого режиссеру самому пришлось в некоем роде перевоплотиться в Эда, которого избегали все продюсеры. Никто не хотел снимать фильм без цвета, опасаясь неприятия у публики и коммерческого провала. Именно это с фильмом Бертона и произошло. Но дело было даже не в отсутствии у фильма цвета. Все ждали от Бертона его фирменного готического «фестиваля» с морем черного юмора и странным Джонни Деппом. Все это в картине есть, но Бертон не стал высмеивать неудачи Вуда, а именно это большинство и предвкушало. Обнаружив между собой и Вудом много общего, Бертон снял мрачную трагикомедию о пути и уделе режиссера, чья страсть к кино и желание реализации своих идей натыкается на жестокую и пропитанную коммерцией машину под названием «Голливуд».

«Сонная лощина» (1999)

«Сонная лощина» – это название деревушки, куда прибывает из Нью-Йорка молодой констебль Икабот Крейн. Его цель – расследовать таинственные убийства, которые, по слухам, совершил всадник без головы. Но Крейн не верит в страшные сказки, он полностью поглощен наукой и намерен дать логическое объяснение происходящим событиям. Надо заметить, что к концу девяностых творчество Бертона входит в новую фазу. В работах режиссера четко ощущается творческий кризис и начинается период экспериментов с привычным режиссеру взглядом на материал. Одним из таких экспериментов и переломным моментом в творчестве Бертона можно считать «Сонную лощину». Главным новшеством было то, что в центре истории оказывается до мозга костей рациональный герой. Именно под таким – рациональным – углом в «Лощине» Бертон решил взглянуть на мир своих картин и на свой внутренний мир в частности. В этом фильме мало черного юмора, но много действительно мрачной готики, а главный злодей вовсе не очаровательный монстр, коими были такие герои Бертона, как Эдвард руки-ножницы или Битлджус.

«Крупная рыба» (2003)

После провала «Планеты обезьян», снятой в 2001 году, Бертон окончательно погружается в творческий кризис и пытается преодолеть его в самой неоднозначной своей картине «Крупная рыба». Фильм, снятый по книге Дэниела Уолесса «Большая рыба: Роман о мифических пропорциях», рассказывает историю умирающего человека, чей сын пытается собрать воедино картину жизни родителя на основе мифов и причудливых легенд,  рассказанных отцом. Сыну предстоит решить, что в рассказе отца является отражением реальных событий, а что – лишь невероятным полетом фантазии. Для Бертона эта картина стала началом новой эпохи в творчестве и, в то же время, переосмыслением всех его предыдущих работ. В чем-то главный герой фильма Эдвард Блум и создатель киноповествования о нем Тим Бертон схожи: и тот, и другой – большие выдумщики и любители мрачных сказок... В эпизодах, относящихся к реальной жизни, происходит осмысление этих самых фантазий. Именно в этих эпизодах наметилась грань между фантазией и миром реальным, что раньше было не свойственно режиссеру. Теперь его причудливый мир обрел вполне жесткие границы, а сам Бертон задался вопросом ценности и серьезности того, что он делал раньше.

«Мрачные тени» (2012)

Это история молодого и богатого Казановы Барнабаса Коллинза, который по своей недальновидности разбил сердце юной ведьме. Та, в свою очередь, поколдовала над Коллинзом и превратила его в вампира. Пробыв в гробу несколько веков, Коллинз оказывается в неузнаваемо изменившемся мире в 1972 году и встречает своих потомков. Эта картина является ремейком популярного в Америке одноименного сериала конца шестидесятых годов. Фильм по мотивам сериала Бертону предложил снять его давний друг и соратник Джонни Депп, который владел правами на ремейк. Интересно,  что и Бертон, и Депп были фанатами сериала в детстве. Возможно, отчасти поэтому Тим Бертон поместил эту историю в семидесятые, сосредоточившись на времени своего детства, когда режиссер впервые увидел сериал. Как и в «Крупной рыбе», режиссер возвращается к теме семейных отношений и границ фантазии и реального мира. Герой Деппа – Коллинз – по характеру напоминает мрачного шутника и затейника Битлджуса из одноименного фильма. А по степени отверженности и отрешенности он близок Эдварду Руки-ножницы. Став же вампиром, он попадает в семидесятые, когда уже никто в вампиров не верит и не воспринимает их всерьез. Стоит отметить и все нарастающую циничность в эволюции образов Джонни Деппа, которые он раскрывал в фильмах Бертона. Если Эдвард Руки-ножницы и Эд Вуд были страстными людьми, существующими в собственном мире, то такой персонаж, как Коллинз, кажется, собрал вещи и переехал из рассказов Эдварда Блума в нашу, лишенную магии реальность. Тим Бертон явно стал ироничнее относиться к миру своих фантазий, но он, как и прежде,
остался странным волшебником.