Ежегодный фестиваль нового польского кино, уже двадцать первый по счету, открылся в киноцентре «Родина». Шесть лучших лент, созданных на берегах Вислы в 2010-2011 годах, представлены на суд петербургских киноманов. Как говорят в таких случаях в Польше, «яке чекавэ фильмы можна зобачычь?» (Какие интересные фильмы можно посмотреть?)

Кадр из фильма «Хитросплетение»

Польскому кино давно присвоен неофициальный титул уникального явления мировой культуры. В 60-70-е имена , , Гоффмана, неизменно вызывали у киноинтеллектуалов учащенное сердцебиение. Каждый из этих мастеров создавал собственную модель Вселенной, как метко заметил кто-то из критиков.

Переживавший в конце 80-х и в 90-е годы не лучшие времена – эпохам перемен свойственно заставлять искусство балансировать между коммерцией и творчеством, – сегодня польский кинематограф вновь вызывает большой интерес на международных кинофорумах. По мнению ряда критиков, из всех бывших социалистических кинематографий именно польская в последние годы развивается наиболее интересно и полноценно не только в творческом, но и – да-да! – в коммерческом плане.

Итак, яке фильмы можна зобачычь? Две картины – «Мужество» и «Именем дьявола» – уже были показаны в минувшие выходные. Из четырех фильмов, которые зрителям предстоит увидеть в ближайшие дни, три – дебюта. Лешек Давид, несколько лет читавший лекции на режиссерском факультете Лодзинской киношколы, в прошлом году снял первый полнометражный игровой фильм. «Меня зовут Ки» – история матери-одиночки, использующей в своих целях каждого, кто встретится на ее пути, рассказана довольно жестко, без привычной для подобных новелл сентиментальности. Дебютом в полнометражном кино уже титулованного за игровые и документальные короткометражки Бартоша Конопки стала лента «Страх высоты» – про то, как игры на грани безумия самым невероятным образом могут привести человека к переоценке собственной жизни. Конопку польская критика называет одним из самых перспективных молодых режиссеров. Кстати, и Давид, и Конопка – выпускники знаменитой Киношколы Анджея Вайды.

Рафаэль Левандовски – режиссер польско-французского происхождения – также начинал свою карьеру с короткометражек. Психологическая драма «Крот» – его дебют в большом кино. Как жить сыну, узнавшему, что его отец, которого окружающие долгое время считали борцом с тоталитарным режимом, на самом деле оказался кротом-сексотом?

Творчество маститого Яцека Бромски, основателя знаменитой киностудии «Зебра», представлено экранизацией криминального бестселлера З. Милошевского. «Хитросплетение» снято в лучших традициях жанра – мистика, романтика, элементы триллера – и держит в напряжении все полтора часа, что идет фильм.

Новое польское кино – психологическое, философское, не всегда радостное, порой пессимистичное. Это очень честный взгляд на современную Польшу, на ее людей и их проблемы. Благодаря чему и мы имеем уникальную возможность узнать о наших соседях немного больше.