По писательнице Айрис Мердок британцы сходили с ума. Она была иконой и библией одновременно. Ее романами зачитывались, ее философские изречения цитировали вслух. А между тем “самая блестящая женщина Англии” день ото дня теряла клетки головного мозга и вместе с ними рассудок, уже не помня не только судьбы своих персонажей, но даже имена родных людей.

Фильм Ричарда Айра (“Король-лжец”, “Внезапно прошлым летом”) – о любви и смерти. О любви знаменитой писательницы и эссеистки Айрис Мердок и скромного профессора английской словесности Джона Бейли. О смерти 79-летней не помнящей себя старухи, оставшейся навечно живой благодаря откровенным мемуарам мужа.

Лучшее, что написал Бейли, – две книги “Айрис: Воспоминания” и “Айрис и ее друзья”. Они и послужили материалом для экранизации. По традиции “жизнеописательных” лент главную героиню поделили между двумя актрисами – звездой “Титаника” Кейт Уинслет и Джуди Денч - королевой Елизаветой из “Влюбленного Шекспира”. Кейт сыграла молодую Айрис и впервые появилась в кадре полностью обнаженной, а Джуди удовлетворилась ролью Айрис-старухи, страдающей болезнью Альцгеймера. Две слились в одно, видимо, поэтому и получили по заслугам: обеих номинировали на “Оскара” за одну роль!

У Айра получилась не великая Мердок. О ее книгах в фильме не сказано почти не слова. Зато много говорится просто о женщине, которая прожила сравнительно долгую жизнь, любила и была любима.

Легче всего определить “Айрис” через ее же собственный лейтмотив. В кадре то и дело появляется вода: озеро, река, море. Фильм в чем-то сродни этой изменчивой, противящейся формообразованию стихии. Он дискретен – делится на эпизоды, как вода на капли, но вместе с тем един и непрерывен от завязки до финала, как сама жизнь.

Его героиня – русалка, сплетающая свои замысловатые словеса, которые подсказывает ей то ли шум морского прибоя, то ли тихий плеск реки. Как героиня Андерсона, она однажды нашла своего принца и рискнула всем, чтобы выйти к нему из воды.

Режиссер Ричард Айр о своем фильме, Айрис и болезни Альцгеймера:

“Айрис” - это прежде всего история любви. История о выжившей любви и о старении. В каком-то смысле она отражает жизнь каждого из нас, поскольку в любых отношениях вам приходится привыкать к “инакости” другого человека. Особенности агонии Альцгеймера в том, что болезнь крадет у человека его сущность. Хотя в каком-то смысле больной и остается тем, кто он есть, но его становится все меньше и меньше, и вы видите, как личность, которой он когда-то был, постепенно испаряется. Одна из вещей, которую я старался показать в фильме, это то, что, хотя человек и исчезает у вас на глазах, остаются чувства, сохраняющие его для вас. Вы продолжаете любить этого человека, потому что его душа не расстается с ним до конца”.

“Айрис” - тот редчайший случай, когда две актрисы номинированы на “Оскара” за одну роль. Молодая Айрис Мердок – Кейт Уинслет (“Лучшее исполнение женской роли второго плана”). Мердок-старуха – Джуди Денч (“Лучшее исполнение главной женской роли”). Подробнее читайте о Кейт Уинслет в рубрике “Лицо с обложки”, о Джуди Денч - на с. ).