60 минут, 4 стены и запертая дверь... Что делать в таком положении и где искать ключ? Разбиралась команда VashDosug.ru.

Поколению 90-х (по сути это первое поколение, которое стало массово осваивать компьютерный мир) слово «квест» стало известно по первым играм на стационарном «допотопном» компьютере. Игра, где нужно решать задачи с помощью логики и интуиции, быстро нашла своих поклонников. Одна из главных характеристик квеста — интерактивность: игра, как правило, имела сюжет, и игрок ассоциировал себя с персонажем, за которого он играл. Интерес к квесту в конце 90-х спровоцировал и выход на российском телевидении шоу «Форт Боярд», где игра приобретала особый шарм в стенах крепости XIX века, создающей атмосферу приключенческого романа. 

Весь этот культурный контекст квеста-игры, кажется, и подтолкнул творчески заряженных людей создать досуг нового вида — квест формата «выход из комнаты» в реальности. Суть такого квеста проста: команда из 2-6 человек помещается в комнату, из которой сможет выйти, только выполнив поставленные задачи. В противном случае ее просто выпустят по истечении часа.

За последние полгода количество квестов-комнат реального времени — назовем их на английский манер квесториями — растет по Петербургу в геометрической прогрессии. Поколению 2010-х уже не интересно оставаться в рамках виртуального мира, и в противоположность «нулевым», когда окружающая действительность подменялась компьютерным суррогатом, в который погружался человек, во втором десятилетии XXI века виртуальная реальность сама шагнула с мониторов компьютеров в обычный мир.

Для того, чтобы разобраться, что к чему, и понять, почему петербуржцам не надоедает проходить все новые квесты в реальности, отважная команда VashDosug.ru бросилась с головой в квестовый омут... И вынырнула оттуда с аллергией на книги (самое популярное хранилище разгадок/загадок) и гордая тем, что ей удалось выйти из сломанного лифта и химической лаборатории, сбежать из тюремной камеры, остановить ядерный взрыв, спастись от маньяка и разгадать тайну фотографа.

«Лифт»

Квесторий «Rabbit Hole», занимающий подвал лофта ЭТАЖИ (Лиговский проспект, 74), одним из первых предложил петербуржцам квесты в реальности. Пока в его игровом пространстве доступно два сценария — «Лифт» и «Кабинет». «Лифт» — это оптимальный вариант для тех, кто только начинает знакомиться с подобным досугом. Решая простые и не очень загадки, вы заставляете работать тщательно запрятанные механизмы (некоторые, в момент срабатывания, даже могут испугать, настолько это неожиданно). Так что азарт, адреналин и действительно хорошее настроение от этого квеста вам гарантированы. Тем, кто некомфортно чувствует себя в замкнутом пространстве, стоит отбросить все сомнения — здесь клаустрофобия не страшна, за поисками разгадок вы абсолютно не обратите внимания на замкнутое пространство.

Rabbit Hole (543836)

Полина, 24 года:

«”Лифт” запомнился, прежде всего, логичными и последовательными загадками. Одна деталь связана с другой, если хорошенько подумать. Главное — вовремя включить ”нужное” полушарие. Я бы рекомендовала этот квест для любознательных, желающих познакомиться с новым видом развлечений».


Если ваша команда совсем зайдет в тупик, вы сможете воспользоваться подсказкой администраторов, с которыми можно связаться с помощью переговорных устройств, расположенных в каждом пространстве «Rabbit Hole». Однако за каждую из подсказок (всего можно взять три) нужно будет «заплатить»: станцевать или спеть.


«По ту сторону закона»

Дворец Кваренги (Казанская ул.,7) приютил в своих бесконечно длинных дореволюционных подвалах очередной квест-аттракцион под говорящим названием «По ту сторону закона» от квест-команды «Взаперти». Сводчатые катакомбы из терракотового кирпича с маленькими окнами под потолком, в которых мелькают щиколотки прохожих, будто сами нашептывают тюремную тематику квеста… Да-да, участникам предстоит увлекательный побег из тюрьмы в духе хитроумного Жака Мерина, «Врага государства № 1», изводившего французские спецслужбы в 1970-е годы.

Чтобы проложить путь к свободе, придется тщательно «прошерстить» — тюремный жаргон здесь как нельзя кстати — камеру (и не одну…). По-тюремному аскетичная обстановка поначалу сбивает с толку — с чего начать? где искать подсказки? — кажущаяся незамысловатость прячет множество головоломок, задачек, ведущих к предметам, которые помогут отомкнуть решетки и отпереть двери. Некоторые из них что называется «плавают на поверхности», некоторые нужно еще поискать, одни головоломки требуют только интеллектуальных усилий, для других потребуются умелые руки и технические средства.

Игровое пространство «Взаперти» (549998)

Евгения, 26 лет: 

«”Взаперти“ стал моим боевым крещением, поэтому для меня, как для новичка, особенно ценным было невидимое, но постоянное присутствие организатора — этакого большого брата“, непрерывно следящего за заключенными“ по установленным в помещениях квеста камерам: когда мы слишком долго зависали“ в поиске подсказок — а время-то тикает — мы просто громко просили его о помощи, и голос“ в корректной форме направлял наши мысли и действия в нужную сторону».


Беглецам на заметку

  • Во-первых, большинство деталей в интерьере «работают», а не просто «создают антураж».
  • Во-вторых, опыт команды VashDosug.ru показал, что именно для этого квеста оптимальное число игроков — 4. Почему? Секрет, скажем только, что при меньшем количестве кто-то непременно отправится на нары в одиночестве.
  • И, в-третьих, маленький совет — освежить в памяти шахматные правила

«Жить»

«Жить или не жить, вот в чем вопрос» — так, интерпретируя Шекспира, можно описать задачу, которую ставит квест под названием «Жить», поселившийся в клубно-промышленном районе на Лиговском пр., 50, к. 5. Здесь очень мило, бывшая репетиционная студия превратилась в небольшую лаунж-зону с диванами и барной стойкой, в которой приятно провести время в ожидании квеста или задержаться, чтобы «отойти» от него.

Признаться, игре подошло бы название «Жуть». Почему? Перед входом в зловещую комнату вам надевают мешок на голову, но это еще не все… Проведя в комнату, пристегивают наручники, причем довольно-таки туго. Все милое осталось за дверью, в комнате становится по-настоящему страшно, ведь, помимо щекочущих нервы звуков, с вами начинает беседу маньяк. И не просто маньяк, а чертов моралист, который не раз за 60 минут прочтет монолог о смысле бытия. Шурупы, провода, рычаги, и прочие железяки, а еще…. цифры. Маньяка вы не только слышите, но и видите (периодически включаются видеоролики) — надо отдать должное создателям игры, персонаж продуман и воплощен на высоком уровне — любители хоррора будут в восторге.

Квест работает по франшизе «Клаустрофобия», вначале запущенной в Москве, а теперь и в нескольких городах России. В Петербурге открыто уже 3 в разных районах города («Жить», «Конструкторское бюро», «Американский гараж»), в разработке еще 15.

Клаустрофобия (549922)

Екатерина, 26 лет:

«Как выяснилось, мы стали первой женской командой, сумевшей спастись от маньяка, правда, подсказками мы пользовались бессовестно много. Несмотря на это, гордые собой, мы поехали на работу и наперебой обсуждали плюсы и минусы квеста. В какой-то момент сошлись на мысли, что не можем отделаться от гнетущего ощущения, будто бы игра продолжается и псих из игры следует за нами. Наверное, такова задумка, только вот натурам с тонкой душевной организацией подобная доза адреналина может показаться предельной — впечатляет сильно».


Квест сложный, поэтому даем важный совет — главное, чтобы в команде были мужчины.


«Лаборатория академика Селиванова»

Игровое пространство «CRUX» на Жуковского, 55 — отличное место, чтобы доказать самому себе, что безвыходных ситуаций не бывает. Что из себя представляет «Лаборатория академика»? Все очень аккуратно, опрятно, современно, даже стильно. Это одна-единственная комната, без коридоров, потайных чуланов и раздвигающихся стен — зато в ней пруд-пруди всевозможных предметов: колбочек, пробирочек, стеклянных трубок, цветочных горшков, докторских халатов, настоящий электрический чайник, а над всем этим нависает огромная таблица Менделеева — есть с чего начать поиски. Поначалу довольно потираешь руки — вот сейчас пойду искать подсказки и тайники в этом многообразии. Ан нет! Многие вещи несут исключительно декоративную нагрузку, а то и вовсе отвлекают внимание. Оговорюсь, тайники в «Лаборатории академика» все же есть, и какие?! Это не только запертые ящики или металлические коробки — чтобы найти один из тайников, надо нажать «куда следует», для поисков другого — понадобится магнит и еще несколько интерактивных сюрпризов. Немного жаль, что несмотря на обилие приспособлений для химических опытов, «похимичить» по-настоящему не удастся и среди подсказок и заданий нет ни одной лабораторной. Но безопасность прежде всего!

Поискам химического оружия в лаборатории академика пространство «CRUX» предлагает альтернативу — «Кабинет детектива», точь-в-точь из фильмов о частных сыщиках.

Квесты CRUX (549997)

Иван, 29 лет

«Пространство квеста "Лаборатория академика“ лично мне чем-то напомнило смешавшиеся друг с другом пазлы: все яркое, блестящее, интересное, но пока разберешься, что поможет найти подсказку, а что — нет, семь потов сойдет!»


Большое количество предметов в интерьере квеста усугубляет положение выбирающихся из комнаты: теперь в нагрузку ко всем задачам нужно еще и «отделять зерна от плевел». Радует то, что в любой момент можно подойти к переговорному устройству и уточнить, стоит ли тратить на очередную книгу или пробирку время.


«Фотолаборатория»

Каждый, кто приходит на Конюшенную пл., 2, начинает общение с фразы «К вам добраться — это уже целый квест». Чтобы избежать первых трудностей, можно воспользоваться подробной фотоинструкцией на официальном сайте. «Квеструм» предлагает два игровых пространства: «Фотолаборатория» и «Тюрьма». Кстати, у последнего нет ничего общего с вышеупомянутым квестом «Взаперти» — идите смело.

В комнате фотографа, у которого (по легенде) бесследно пропал сын, вы оказываетесь в окружении очень интересных вещей, глаза буквально разбегаются: тут и пленки, и фотокамеры, и объективы, и кассовый аппарат, и планшет из лего-конструктора на стене, и особое место — святая святых всех фотографов — проявочная комната. Маленький спойлер — в отличие от многих других квестов, некоторые детали присутствуют только для антуража. Под щемящий сердце детский голос участникам квеста предстоит проявить фотоснимок, воспользоваться камерой и даже… Но стоит остановится с подробностями, и так раскрыто больше, чем следует.

Квеструм (549927)

Наталья, 24 года

«К своему позору этот квест мы не успели пройти. Побежденные, но не сломленные, мы признали за этим квестом большую изобретательность и ушли с отличным настроением. Мы не раз удивлялись хитрым придумкам его создателей. Ну и, конечно же, посетовали на то, что если бы нас было больше (нас было трое), то мы...».


Совет: рекомендуем собрать группу из 4-х единомышленников — как минимум!


«Тайна Чернобыльской катастрофы»

Квесты бывают линейные и нелинейные. Бывают с сюжетами, бывают без таковых. Квест «Тайна Чернобыльской катастрофы», который предлагает «iLocked» на Коломенской улице 3, имеет сюжет. Перед тем, как войти в комнату, вам обязательно поведают предысторию: «1986 год. Профессор Игорь Радченко — одинокий советский физик-ядерщик, живущий в Припяти. Он не привлекал к себе особого внимания, пока внезапно не исчез...». Естественно, ваша задача — разгадать тайну профессора. Для этого вы отправляетесь в его квартиру советского времени. Там, разгадывая загадки, вы оказываетесь в секретной лаборатории профессора, которая таит опасность... Впрочем, подробности вы узнаете, если выберете именно этот квест: «iLocked» на сегодняшний момент предлагает и вторую, не менее любопытную игру — «Пиратское сокровище», где действие происходит на пиратском острове в тропиках...

iLocked (549902)

Ольга, 28 лет

«Когда мы очутились в квартире профессора, я как будто попала в прошлое: квартира выглядела так, как в советских фильмах — старый письменный стол, заваленный черно-белыми фотографиями, портрет Ленина на стене и радиоприемник "Океан-214“, который выпускали лет тридцать-сорок назад…»


Особенность

Четкое деление всех вещей в пространстве на «просто предметы» и предметы, которые каким-то образом задействованы в игре. Если диван в квесте участия не принимает, на нем наклеен предупредительный знак. Таким образом, игроки не теряют драгоценное время (времени действительно мало — за 60 минут нужно решить 35 задач) на предмет, который помещается в игровое пространство просто так, «для мебели».