Выставка модной свадебной фотографии «Fashion Wedding V», прошедшая в «Эрарте», подтвердила мысль о том, что этот бизнес активно развивается в последние годы и востребован не только заказчиками, но и зрителями.

О работе свадебного фотографа рассказал «ВД» Илья Несоленый.

Илья, каждый раз разглядывая ваши работы – фотографии и свадебные альбомы, удивляюсь тому, как изменилось время. И я имею в виду не только первую свадебную фотографию бракосочетания принца Альберта и королевы Виктории в 1840 году, но и снимки 80–90-х годов ХХ века. У героев ваших работ нет «зажима» – только удивительная легкость и естественность… Как вы этого добиваетесь?

Если люди пригласили меня снимать свадьбу, значит, они уже знакомы с моими фотографиями и их устраивает, что и как я делаю, то есть у нас уже есть что-то общее. А при встрече до свадьбы (кроме того, мы потом поддерживаем отношения в социальных сетях, по телефону, уточняем детали) я выясняю все интересующие меня подробности, узнаю о предпочтениях, все делаю, чтобы максимально оптимизировать ситуацию. Фотограф проводит максимальное количество времени с молодоженами и знает про свадьбу больше, чем кто-либо. По сути, мы вместе «от утра до торта». И я стараюсь спасти молодоженов от ошибок в организации дня.

Например...

Могу посоветовать, чтобы жених забирал невесту не из квартиры, а из гостиницы. Для этого немало причин, и это не так дорого стоит. Особенный день в вашей жизни стоит начать по-особенному: проснуться в хорошем номере, почувствовать, что этот день – твой, что тебя ждет приготовленный завтрак... Другое дело, если жених забирает невесту из дома, где выросло не одно поколение этой семьи, – из дома со своей историей и традициями. Но если это обычная квартира, куда приехали многочисленные родственники на свадьбу, а у жениха аллергия на кошек и собак, почему бы не отдать предпочтение гостинице? Другой пример: эпизод съемки «Утро невесты». Здесь очень важно быстро войти в контакт, много общаться с невестой, спрашивать, как она провела вчерашний день, какие были у нее хлопоты и заботы, разговаривать о дожде за окном… Еще: советую, чтобы платье было не из синтетической ткани, так как на фотографии оно будет отливать синим, и всегда рекомендую на свадьбу брать туфельки без каблука, иначе трехчасовую прогулку просто не выдержать. Если предусмотреть все детали, свадьба будет идеальной.

А у вас были идеальные свадьбы?

Конечно, они бывают каждый год.

Если не ошибаюсь, Сюзен Зонтаг принадлежат слова: «Наше время существует ради того, чтобы закончиться фотографией». Эту фразу можно трактовать двояко: она о том, что человек пытается себя увековечить, будто ему мало того, что он и так сейчас эту жизнь проживает, ему мало быть, скажем, на концерте, ему зачем-то надо запечатлеть, что он на этом концерте присутствует… С другой стороны, человеку свойственно фиксировать важные моменты своей жизни...

Мне, как свадебному фотографу, ближе вторая трактовка. Как только появился фотоаппарат, все ключевые моменты жизни человека фиксировались: рождение ребенка, свадьба (ведь это же огромное по значимости событие – соединение двух семей), смерть человека...

На наших глазах происходит изменение подхода к свадьбе и свадебной фотографии. Можно устроить свадьбу в стиле «Прованс», «Лесную», «Винтажную» – да какую угодно! А можно заказать фотосессию под названием «Love Story». Расскажите об этом...

Это предсвадебная съемка. Люди уже знают, что у них будет свадьба и хотят зафиксировать историю знакомства: тогда устраивают фотосессию. Они гуляют, заходят в кафе, вспоминают, как познакомились. Помимо того, что это забавное развлечение, это еще и полезно: на свадебном банкете можно устроить слайд-шоу или на основе сделанных фотографий сделать креативное приглашение на свадьбу.

Ситуация действительно меняется. Становятся нормой фиксированный список необходимых подарков для молодоженов, арка перед рестораном…

Но это же удобно! Молодожены регистрируют брак во дворце вдвоем, и вместо того, чтобы присутствовать на этой церемонии со своими гостями в окружении посторонних женихов и невест, а потом мучительно гулять несколько часов по городу, переносят всю эту историю туда, где им будет удобно, с теми, кого они хотят видеть. Арка ставится у ресторана, зона прогулок – где-то невдалеке.

Как бы вы определили самые важные составляющие вашей работы?

Есть творческая часть и есть – деловая, можно плохо снимать или хорошо, но если ты не можешь вести дела, достаточно быстро обработать отснятый материал или не можешь общаться с людьми в стрессовой ситуации, если ты будешь ухудшать, а не улучшать ситуацию, то ничего не получится. Не справишься с задачей – тебя не порекомендуют следующему клиенту.

То есть свадебный фотограф должен быть еще и психологом?

Однозначно!

Отличается работа свадебного фотографа от работы фотографа, работающего в области, скажем, рекламы, съемки концертов? Скажем, я видела фотографии, где пельмени были сняты так, что хотелось срочно бежать в пельменную, а колбаса – как старинные фолианты. Это был безусловный шедевр...

Конечно, отличается. Человек, работающий в рекламе, трудится у себя в студии и в достаточно комфортной ситуации. Каждый должен заниматься тем, что у него получается. Я знаю ситуацию, когда снимать свадьбу пригласили человека, специализирующегося на съемке концертов. И получилось, что из всех кадров со свадьбы хорошим был только один – когда жених берет в руки гитару! Фотограф на свадьбе работает на чужой территории, подчас враждебной: свет не тот, ты мешаешь ведущему, официантам, гостям…

Этот стиль – «снимать красиво» – пришел к нам из Америки?

Да. Снимать естественно и красиво. У меня нет желания смотреть на фотографии с ранеными, на разрушенные дома, одиноких людей. Люди устали от тяжести жизни. Вы скажете: «Но ведь это все есть, и мы должны знать, что это есть». Я знаю об этом, но мне важно снять красиво и естественно. Хочу, чтобы свадьба, которую я снимаю, была идеальной.