Древние греки обладали двумя ценными навыками: они умели жить в удовольствие и при этом хорошо разбирались в драматических произведениях. Первым навыком наш человек в новогодние праздники, кажется, обладает, вторым владеть не обязательно — поможет материал «ВД».

Составляя подборку лучших драматических спектаклей на продолжительные зимние праздники, возникло желание отмести все экспериментальные, эстетически дискуссионные и психологически тяжелые спектакли и сделать акцент на постановках, рассказывающих про людей, про их качества, положительные или отрицательные — про то, что касается нас всех.

Спектакль «Квартет» — пожалуй, фаворит среди драматических спектаклей, которые мы сможем увидеть в течение зимних праздников. Несмотря на то что премьера состоялась чуть ли не десять лет назад (в сентябре 2005 года), спектакль до сих пор пользуется популярностью, и это вполне понятно: едва ли в каком-то другом спектакле можно увидеть такой по-настоящему звездный состав. В постановке заняты: Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Валерий Ивченко, Ирина Соколова, Зинаида Шарко. Мэтры петербургской сцены рассказывают историю, разворачивающуюся в английской провинции в доме для престарелых, где доживают свой век бывшие оперные знаменитости. Когда-то их жизнь была полна триумфов и блистательных побед,но теперь все это в прошлом. Однако, когда героям предлагают тряхнуть стариной и исполнить квартет из оперы Дж. Верди «Риголетто», в их жизни наступает «последний и решительный бой». Большая сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова, 5 января.


Лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая маска» спектакль Льва Додина «Дядя Ваня» 2003 года рекомендуется всем, кто ценит в театре филигранную актерскую игру и тонко очерченные психологические образы. Не поддаться атмосфере чеховской драмы в этом спектакле невозможно. «Люди просто пьют чай, а в это время рушатся их судьбы»… В постановке заняты: Ксения Раппопорт, Петр Семак, Сергей Курышев и другие звезды театра Додина. МДТ — Театр Европы, 7 января.


«Ужин дураков» — одна из самых популярных комедий не только в репертуаре театра «Буфф», но и в целом на петербургской сцене. Вероятно, потому, что в основе ее — известный сюжет, знакомый российскому зрителю по фильму Франсиса Вебера 1998 года «Ужин с придурком» с Тьерри Лермиттом и Жаком Вильре в главных ролях.

Трое состоятельных друзей, фантазируя, как бы себя развлечь в свободное от работы время, придумывают «забавную», как им кажется, игру. Каждую неделю они приглашают на ужин своего самого придурковатого знакомого, чтобы вдоволь поиздеваться над ничего не подозревающим гостем. Побеждает в этом своеобразном соревновании тот, кто притащит самого изысканного идиота. Игра, однако, поворачивается совсем другой стороной для Пьера Бошана, который приглашает, на первый взгляд, весьма безобидного Франсуа Пиньона. Циничная шутка возвращается неожиданным бумерангом. Актерская команда театра «Буфф», безусловно, добавляет комедии Вебера свой фирменный юмор. Особенно остроумен в спектакле молодой артист Дмитрий Аверин, исполняющий роль Франсуа Пиньона. Театр «Буфф», 4 января.


Постановка Григория Дитятковского «Пигмалион» запросто демонстрирует, что драматический театр может обойтись без спецэффектов, хитроумных интриг и лихо закрученного сюжета. Острая дискуссия, поднимающая социальные вопросы, искусно втягивает зрителей в спектакль, заставляя их задавать себе «неприятные» вопросы. Одна из самых известных «пьес дискуссий» непревзойденного мастера сатиры Бернарда Шоу повествует о том, как профессор фонетики Генри Хиггинс на спор обучает бедную цветочницу Элизу Дулиттл произношению, принятому в высшем обществе, и делает это настолько удачно, что на светском приеме ее принимают за герцогиню. Но что делать девушке с благоприобретенными изысканными манерами, если пропуск в галантное общество для бедняков закрыт?.. Актерское трио Селезнев-Дружина-Дитятковский мастерски разыгрывает пьесу Бернарда Шоу, делая акцент на ее остросоциальной тематике, а Сергей Дрейден, исполняющий роль Альфреда Дулиттла, вносит в спектакль характерную иронию. Театр «Приют Комедианта», 11 января.



После фильма «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли, казалось, сложно представить себе иного Виктора Зилова из «Утиной охоты». Однако в Камерном театре Владимира Малыщицкого спектакль по этой пьесе Александра Вампилова идет уже пять лет с неизменными аншлагами. Андрей Шимко, исполняющий главную роль, удерживает внимание публики на протяжении четырех часов (в спектакле даже два антракта), заставляя каждого зрителя проживать вместе с ним драму своего персонажа. Сказать, что Шимко играет человека, доведенного до последней степени отчаяния — ничего не сказать. Он играет обнаженный нерв, человека, осознающего бессмысленность человеческого существования… Сильный по психологическому воздействию спектакль, на котором возможность испытать катарсис равна 99,9%. Камерный театр Владимира Малыщицкого, 9 января.