В этом году Инженерному театре «АХЕ» исполняется 25 лет. В 1989 году художники Максим Исаев, Павел Семченко и Вадим Васильев, являясь участниками легендарного театра «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского, создали творческую группу «АХЕ», которая с самого начала позиционировала себя как независимый авторский коллектив, свободный от жанровых рамок и стилей.

Ее участники, продолжая заниматься живописью, снимают кино, участвуют в вернисажах и проводят во дворах, галереях, на лестницах и в мастерских акции и перформансы, близкие к ритуалам и инициациям. Именно эти действа и принесли художникам известность и признание. В середине 90-х годов коллектив покинул Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев продолжили свои эксперименты над театральным пространством. Свой юбилей создатели театра собираются отмечать показом нового спектакля и ретроспективный фестивалем собственных постановок, который пройдет на многофункциональной площадке «Скороход» (с 25 ноября по 7 декабря). Об этих событиях VashDosug.ru и поговорил с Павлом Семченко.

— С чего начнется празднования юбилея?

— Сначала мы покажем спектакль «Между двумя», работа над которым состояла у нас из двух сегментов. Первым сегментом были открытые репетиции с участием зрителей на Малой сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова. На них мы показывали отрывки из спектакля, которые объединены одной темой — «Книгой мертвых», или «Бардо Тодол», своеобразной инструкцией умирания, разработанной тибетскими монахами. Теперь, после этих показов мы соберем необходимые отрывки в цельный спектакль и будем играть премьеру (это уже второй сегмент).

— «Книга мертвых» — неожиданный выбор для показа к дню рождения. Чем он обусловлен?

— Этот материал для нас интересен. Нам хочется его исследовать, попытаться понять, что же находится за гранью жизни. Мы пробуем разобраться в этом доступными нам средствами — театральными. Но мы покажем и другие спектакли. На площадке «Скороход» пройдет ретроспективный фестиваль наших спектаклей разных лет — это «Белая кабина», «Г-н Кармен», «Гобо. Цифровой глоссарий» и другие.

— А почему вы вообще решили устроить этот фестиваль: вроде вы такой неформальный театр, и вдруг в лучших традициях театров академических — «юбилей»?

— Да все, кто сохранил себя в профессии, постоянно празднуют какие-то юбилеи, хотят отметить очередную временную веху. Хотя эта юбилейность, конечно, условна — 10 лет, 20, 30. Если бы у нас была другая система отсчета, например, восьмиричная, мы бы отмечали шестнадцатилетие, оно было бы для нас важно. Что такое юбилей? Это когда прошло много-много лет, мы все эти годы что-то делали-делали-делали, а сейчас мы, не останавливаясь при этом ни на минуту, просто посмотрим назад и вперед, чтобы, возможно, понять, что произошло. Для нас это очередная точка, в которой мы вместе со зрителями хотим подумать, что с нами приключилось.

— Это помогает вам в работе?

— Ну точно не мешает.

— Вы один из создателей «АХЕ», и, наверное, можете сказать, от чего и к чему идет ваш театр?

— Да, есть очевидная траектория движения: мы идем от юношеской прыти к старческому безумию (Смеется.). На самом деле, я не знаю, к чему мы идем. Волею судеб мы уже выступаем ни где-нибудь, а в Большом драматическом театре — одном из самых главных петербургских театров. А начинали мы с комнатушек, кухонек, подвалов, лестниц, уличных выступлений. В этом смысле эволюция, наверно, есть. Хотя, может быть и не так, может быть нужно было отдаляться от академических театров, уходить в подвалы поглубже. Мы с Максимом Исаевым начинали как живописцы, как люди, которые размазывают кисточками краски по холсту. Сейчас мы продолжаем этим заниматься, только кисточки превратились в разные театральные инструменты, в осветительные и звуковые приборы, в декорации, маски и костюмы, а холст — в сцену с кулисами и задником. Баланс на данный момент переместился на сторону театра, хотя иногда очень хочется обратно в живопись.

— У вас нет традиционного театрального образования, это как-то сказывается на вашей работе?

— Я себя считаю дилетантом. Все, за что я хватаюсь, я делаю в первый раз в жизни. И есть множество профессиональных людей, которые могут сделать это все по-другому просто в силу своего опыта и образования. Но мне мой статус нравится, он спасает от косности, однобокости, прямолинейности что ли. Мне сложно объяснить это словами, я обычно полагаюсь на чувства: нравится или не нравится, возникает ли душевный трепет, или остается равнодушие — вот основные критерии моих оценок. Попробую сказать безоценочно: глядя на точки своего жизненного пути, я вижу, что и без образования можно чего-то достичь, найти интересные повороты своей судьбы.

— Сценический опыт вас не тяготит? Не ностальгируете по тем «подвальным» временам?

— Нет, не ностальгируем. Я скучаю по тем временам, когда было больше свободного времени и меньше всяческих марафонов.

— А как вам удалось удержать негосударственный, независимый театр на плаву в течение такого долгого периода времени?

— Может быть, это прозвучит нескромно, но талант и удача всегда сопутствовали нашему театру. Иногда возникало мимолетное желание все бросить, но тут же оно проходило, потому что в следующую секунду уже хотелось сделать что-то новое и необычное в театре. В этом, конечно, заслуга и Максима Исаева.

— Вы так долго работаете вместе. В чем секрет такого долгого сотрудничества?

— Никаких специальных упражнений мы не делаем. Наверное, мы как-то дополняем друг друга, что-то даем друг другу, поэтому и те театральные явления, которые мы создаем продолжают интересовать нас и зрителей. Нас объединяет стремление находить каждый раз какие-то новые ключи, новые механизмы, инструменты, ощущения внутри процесса.

— А у театра «АХЕ» есть какая-то миссия?

— Она точно есть, я это знаю. Мне сложно сформулировать ее… Есть традиция, когда в новый дом первой впускают кошку. Мы, как и она, своего рода первооткрыватели. Нам удается находить ключи от дверей, в которые раньше никто не заглядывал. А уже потом, после нас, этими дверьми начинает пользоваться и другие.