В Александринском театре скоро откроется новый сезон, а это значит грядет множество событий. В их преддверии VashDosug.ru узнал у художественного руководителя Валерия Фокина все о будущем театральном фестивале и ближайших премьерах.

О статусе объекта особого значения

Не важно, сколько лет театру, важно, какой он. Надо стараться оставаться живыми. Музей должен быть в здании, но не на сцене. Я доволен, что нам удалось добиться статуса объекта особого значения. Мы пытались это сделать в течение 40 лет. Александринка, первый национальный репертуарный театр, должна иметь такое звание. Авторитетная комиссия учла старания наших работников. Я считаю это очень важным. Когда не станет нас, будут работать другие люди, но все равно статус театра, как важного национального объекта, сохранится. Больше не будет поползновений, которые случались в истории театра. Разные одаренные люди из других жанров пытались в этом здании то академию балета организовать, то театр авторской песни.


О прошедшем сезоне

В принципе, мне кажется, что мы реализовали все наши планы, которые хотели. Мы выпустили 3 спектакля. Один из них вышел на Новой сцене. Я имею в виду спектакль «Старая женщина высиживает» Тадеуша Ружевича в режиссуре Николая Рощина. Это достаточно непростая постановка сложной абсурдистской классики. Вообще главный итог прошедшего года — это приобретение нами этого нового театрального пространства. Потому что оно особым образом повернуло нашу жизнь. Это не просто возникновение нового помещения. Это та территория, которая и организационно, и психологически должна повлиять на нас, а мы на нее. Мы продолжаем решать целый ряд вопросов. Например тот, что две наших сцены — единый организм с одной стороны, а с другой — у них разные задачи.


О гастролях

У нас были очень интересные гастроли. Мы играли «Литургию Zero» по Достоевскому на сцене национального театра Венгрии. Еще мы ездили в Будапешт, Москву, Вологду. В последнем городе был очень любопытный опыт, когда мы представляли спектакль «Ксения. История любви» на территории вологодского Кремля в естественных декорациях. Такое может случиться только один раз. До этого весь день шел дождь, было холодно и как будто бы по какому-то знаку сверху за 5 минут до спектакля непогода прекратилась. Осталась вода, рефлексы, отражение фонарей, свет. Это было особенное состояние. Я видел, как костюмеры и реквизиторы оббегали огромный двор Кремля, несли костюмы на руках. Меня обрадовало, настолько театр был задействован профессионально. Я просто был горд, потому что подумал, что несколько лет назад это было бы невозможно. Поэтому это были любопытные гастроли.


О фестивале

В ближайшее время у нас пройдет Восьмой фестиваль «Александринский». Мы ожидаем шекспировский театр Глобус. Этот визит станет эксклюзивным для города. Также к нам приезжает один из интереснейших венгерских и европейских режиссеров Атилла Виднянский. Будут показаны два его спектакля, ведь чтобы представить этот театр в полном объеме, нужно показать больше, чем одну постановку. Мы надеемся, что фестиваль будет любопытным.


О ближайших премьерах

Скоро у нас состоятся две премьеры. В рамках фестиваля 19 сентября — спектакль «Воспоминания будущего», а 26 сентября — «Теллурия» по Сорокину. И та, и другая работа очень для нас важны. «Воспоминания будущего» — это не просто постановка пьесы Лермонтова «Маскарад» или ее интерпретация. Это скорее некое театральное размышление и экспедиция на 100 лет назад. Мы реконструировали почти 4 картины по режиссерским партитурам Мейерхольда. Это очень трудная работа и, в общем, даже невозможная, потому что театр — искусство все-таки живое. Я сам не ожидал, что это окажется настолько увлекательно и одновременно очень сложно. В элементах головинской декорации, в мизансценах, которые мы на 85–90% воспроизводим по партитуре Мейерхольда, нельзя играть так, как сегодня. Надо играть так, как в то время. А это совершенно другая школа. Это способ существования, которым мы уже давно не пользуемся. Мы залезли в это. С другой стороны, конечно, Сорокин. Он всегда вызывает дискуссию и полярные мнения. Получается, что в ближайших премьерах мы вроде и на 100 лет назад пытаемся заглянуть и на современном языке пофантазировать о будущем. Это говорит о наших сегодняшних нервах, токах и театральных желаниях.


Об отдаленных перспективах

Что для нас важно? Важно, чтобы свершились наши будущие планы. Жолдак будет ставить «Трех сестер». Это очень резкий, острый режиссер, неоднозначно всеми понимаемый. С моей точки зрения встреча зрителя с ним будет очень полезна. Труппа готова к разным мастерам. Тем более сейчас это не тот Жолдак, каким он был несколько лет назад. Он уже прошел стадию эпатажа. Его очень интересуют артисты, и не случайно в его последней работе «Мадам Бовари» есть достойные актерские работы. Он мне рассказывал свой замысел «Трех сестер». Это достаточно радикально. Я такие вещи люблю, важно только, чтобы они были оправданы. Надеюсь, что все получится. Хотя я прекрасно понимаю, что с ним будет непросто. Николай Рощин, который, с моей точки зрения, очень удачно поставил «Старую женщину…», будет репетировать пьесу Гоцци «Ворон». Нам хочется иметь на основной сцене такую нарядную, яркую театральную постановку. Он интересный режиссер. Михаил Патласов будет делать на малой сцене документальный спектакль. Думаю, что это будет любопытная работа, потому что он человек неординарный. В общем, все это для меня характеризует программу Александринки: «Территория национального театра». То есть Александринский театр та территория, на которой может соседствовать разное. Она питает новые опыты и исследует традиции.