В первый день лета на пристани у Петропавловской крепости состоятся торжественные проводы яхты, отправляющейся в трехлетнее путешествие, — именно так официально начнется проект «Встречая Одиссею», обещающий стать масштабным международным событием. В нем примет участие и Петербург, представлять который будет арт-пространство «Скороход» во главе С Татьяной Прияткиной и Александром Вайнштейном. Они-то и поделились с «ВД» мыслями о грядущем путешествии.

Александр, ваш проект ни в коем случае нельзя назвать тривиальным. Расскажите, пожалуйста, о формате этого события.

Александр Вайнштейн: Говоря коротко, «Встречая Одиссею» — фестиваль современного европейского театра. Но это не стандартный театральный фестиваль. Он призван наладить культурные связи между европейскими странами. Корабль с международной театральной командой из ста человек будет останавливаться в прибрежных городах Балтийского, Средиземного и Эгейского морей, и там будут cпектакли, инстант-перфомансы и мастер-классы.

Татьяна Прияткина: Инстант-перфомансы — это представления, которые мы будем делать сразу на месте, в том городе, где остановимся, с теми людьми, которые готовы поучаствовать в творческом процессе.

А. В.: Таким образом, проект призван «написать» новую «Одиссею» нашего времени. Сама идея принадлежит нашим друзьям — финке Матильде и итальянцу Микеле, мы как-то встретились и речь зашла об этой сумасшедшей затее, в которую мы сразу же влюбились и предложили свою помощь. Через полтора года, в составе еще 14 таких же мечтателей, мы выиграли грант Совета ЕС по культуре, покрывающий 50% расходов, остальные деньги всем организаторам проекта нужно будет найти в своих странах. В России «Одиссею» поддержал Комитет по культуре, но, конечно, есть масса других партнеров и помощников. Проект позволяет людям поверить в невозможное, поэтому многие сами пишут и предлагают свою помощь.

Гомеровская «Одиссея» станет неким символом?

Т. П.: Да. Одиссея можно назвать символом длительного и яркого путешествия. Отсюда возникла идея с путешествующим кораблем, который в своем маршруте как бы соединит Средиземное море и Балтику.

А их нужно объединять?

Т. П.: Сейчас Европа объединена экономически и политически, но не социально или культурно. Этот проект — попытка средствами искусства и социально-театральных мероприятий наладить взаимосвязь между странами. В этом году путешествие пройдет по Балтийскому морю, а на корабле будет в основном итальянская группа. В следующем году на корабле по Средиземному морю отправится финско-датско-российская команда. Таким образом, мы наладим культурный обмен. Чтобы не получилась такая ситуация, когда сицилийский итальянец поедет делать спектакль в Сардинию.

Тематика представлений всегда будет связана с «Одиссеей»?

Т. П.: И да, и нет. «Одиссея» — это как Библия. Из нее можно выудить любой сюжет, любую тему. И одновременно с этим «Одиссея» — это наш общий культурный код. Например, если захочется поставить спектакль о супружеской верности, можно взять сюжетную линию Пенелопы и Одиссея. Конечно, в этих перфомансах будет не прямая, ассоциативная связь с сюжетом древнегреческой поэмы.

Как в таком огромном интернациональном проекте, где участвуют 14 стран, вы договариваетесь? Ведь у вас у всех разные интересы, разные вкусы…

А. В.: Мы, прежде всего, партнеры. И наши отношения можно назвать демократическими, потому что все решения принимались следующим образом: если большинство за, а ты против, ты должен понять, можно ли дальше так жить и работать. Если можно — смиряешься и живешь. Если нельзя — говоришь об этом, и дальше все сидят и пытаются придумать другое решение, которое бы устроило всех. Конечно, процесс переговоров иногда затягивался, но мы испытали совершенно уникальное ощущение абсолютной демократии.

Т. П.: Кроме организационных вопросов, были и другие. Например, вопрос идейного содержания спектаклей. Европейский театр социализирован и политизирован, в отличие от нашего. Для нас было бы нормой сделать спектакль, условно говоря, про Одиссея и друга его Циклопа. Но это невозможно для Европы. У них театр жестко привязан к актуальному моменту. Если они делают спектакль про Грецию, то он обязательно будет про греческий экономический кризис. На это интересно посмотреть со стороны. Это совершенно другой взгляд на вещи.

Значит ли это, что все спектакли, показанные в рамках проекта, будут иметь социальный или политический подтекст? А как же русские, которые любят делать спектакли про «вечное»?

Т. П.: В проекте будут участники из Европы, которые тоже будут делать перфомансы про «вечное». Понимаете, не все же европейцы политизированы, им тоже есть что сказать про вечное. Ведь за время проекта будет создано несколько десятков спектаклей, и суть совместной работы не в том, чтобы создать нечто среднее, а в том, чтобы каждый художник создал свой спектакль со своим видением, с актерами, представителями иной культуры. Например, мне — а я буду делать 5 спектаклей в Монпелье, Сардинии, на озере Комо, Милане и Мальте — политика не интересна: я буду работать с визуальным театром, танцем, используя архетипические образы «Одиссеи». Но при этом Жан Карло Биффи или Мария Сундстрем, которые работают над спектаклями в Петербурге, очень заинтересованы в социальной тематике. Это интересно. Толерантность — это не значит, что ты безропотно принимаешь любую другую позицию. Это лишь возможность ее услышать. Это принципиальный вопрос в этом проекте.

Проект, безусловно, очень любопытный, но, как я поняла, все будет происходить в Европе, а жители и гости нашего города ничего не увидят…

А. В.: Это не совсем так. У проекта есть сайт — www.meetingtheodyssey.eu. Мы в течение всего путешествия будем снимать и периодически выкладывать материалы на этот сайт. И в конце мы смонтируем фильм. Также у нас будет канал на YouTube, где можно будет следить за событиями. На сайте «Скорохода» будут даже вести дневник путешествия.

А что смогут посмотреть жители и гости нашего города непосредственно до отплытия?

А. В.: Расписание «Одиссеи» в Петербурге очень плотное: уже прошел кастинг артистов для совместных мастер-классов Жана Карло Биффи, Павла Семченко и Ксении Петренко, после чего 31 мая мы проведем перфоманс на Фестивале уличных театров на Елагином острове. 22 мая в «Скороходе» прошел «круглый стол» с Вячеславом Полуниным, где он рассказал про свой опыт странствующего театра. На следующий день состоялась мировая премьера первого спектакля «Одиссеи» — «Память жизни», которую показывали 4 дня подряд. И, наконец, 1 июня на пляже Петропавловской крепости мы соберем театральный пикник для 3 тысяч человек — для церемонии торжественного отплытия яхты. Церемонию готовит театр «АХЕ», который специально для этого эксклюзивно восстанавливает свою грандиозную «Мокрую свадьбу», которую показывали 10 лет назад. На прощальное мероприятие вход свободный. А всю информацию можно посмотреть на нашем сайте — www. Skorohod. Me.