С 23 по 29 апреля в Детском музыкальном театре «Зазеркалье» пройдет XI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». О том, какие жемчужины детского театра на сей раз откопали эксперты фестиваля, об интервенции молодых режиссеров, о спектакле, который надо смотреть с закрытыми глазами, и о мотоцикле в зрительном зале рассказала «ВД» директор-распорядитель фестиваля Марина Корнакова.

«Федорино горе»

— В буклете нашего фестиваля — карта России, на которой там и сям «Арлекин» пишет: «Я был здесь…». Наш «Арлекин» нынче добрался аж до Южно-Сахалинска! Свои спектакли представят также театры из Кемерова, Красноярска, Озерска Челябинской области, Барнаула, Екатеринбурга, Петрозаводска, Нижнего Новгорода… Петербург, как и Москва, представлен в конкурсной программе одним спектаклем.

— Почему так мало питерских спектаклей?

— Регулярно с «Арлекином» сотрудничают одни и те же театры: БТК, Кукольный театр сказки (в фестивале участвуют драматические спектакли этих театров кукол). Экспертный совет «Арлекина» по большому счету не видит в Петербурге достойной альтернативы детским спектаклям из так называемой российской провинции (что еще раз доказывает: провинциальность — понятие отнюдь не географическое!).

— В прошлом году на фестивале наблюдалась необычайная активность молодых режиссеров. В этом году интервенция молодой режиссуры продолжается?

— Продолжается и расширяется! Почти все спектакли поставлены молодыми. Это и «Соловей» Дмитрия Касимова («Молодой театр» Свердловского театра драмы), и «Федорино горе» совсем молодого Дмитрия Ерохина, только что окончившего СПбГАТИ и сейчас работающего в Озерском театре «Золотой петушок». Его спектакль — это озорная, интеллектуальная интерпретация Чуковского, в стиле авангардного театра 1920-х годов с джазовой музыкой тех лет, костюмами а-ля Малевич и конструктивистской сценографией. Увы, в Петербурге не будет показана «Снежная королева» Красноярского ТЮЗа в постановке молодого Романа Феодори. В спектакле много технических трюков — ну, например, то по сцене, то по проходу зрительного зала пролетает настоящий мотоцикл (так появляется Северный олень). Ни один из наших театров технически не соответствует спектаклю. Поэтому «Снежную королеву» покажем на сцене РАМТа в Москве. И спектакль совсем молодого Гурама Брегадзе «Звездный мальчик» тоже по техническим причинам будет сыгран не в Петербурге, а в Москве, на своей родной площадке театра «Et Cetera».

«Элион»

— Расскажите о других спектаклях фестиваля.

— Мы открываем XI «Арлекин» спектаклем из Южно-Сахалинска «ЧуднОе представление, или Что-то будет» по «Золушке» Е. Шварца, в постановке Полины Стружковой. Несмотря на весьма юный возраст, Полина выпустила множество спектаклей для детей, работая в этом направлении на редкость целеустремленно, разнообразно и талантливо. Два фестивальных спектакля поставлены мэтрами. Это фантастический «Элион» Игоря Игнатьева (Кукольный театр сказки «У Московских ворот») и «Что случилось с крокодилом» Ирины Латынниковой по произведениям Марины Москвиной (Кемеровский театр для детей и молодежи). В прошлом году Кемеровский театр стал лауреатом Российской Национальной премии «Арлекин», за что и получил грант, ставший финансовой основой для постановки «Крокодила».

— Это конкурсные спектакли, но в афише много и внеконкурсных показов…

— И тут тоже — молодая режиссура: Василий Заржецкий («Спящая красавица»), Андрей Сидельников («Счастливое дерево»), Полина Неведомская («Аленький цветочек»), Юлия Морева («Прогулки со старым трамваем»)… Во внеконкурсной и специальной программе два главных сюжета. Это лаборатория «Молодые режиссеры — детям», представляющая руководителям российских театров молодую режиссуру. Благодаря сотрудничеству с РАМТом и СТД России, которые поддерживают проект, наша лаборатория приобрела всероссийский формат и стала «виновницей» рождения многих отличных детских спектаклей. «Арлекин» не только парад лучших российских спектаклей для источник полезной информации и профессионального опыта. Второй сюжет — программа «Театр равных возможностей» — чрезвычайно важная часть фестиваля. Слова «Петербург — культурная столица» — неправда до тех пор, пока не решены проблемы доступности городской театральной среды для детей с ограниченными возможностями.

Программа состоит не только из выступлений специалистов. Всех приглашаем на спектакль «Штуковины и финтифлюшки» изумительного нижегородского театра «Пиано», возникшего в интернате для неслышащих детей, которые на сцене так музыкальны, так артистичны!..

«Майская ночь» Московского театра кукол (с подзаголовком «спектакль с закрытыми глазами») — один из немногих, если не единственный в нашей стране спектакль, поставленный для незрячих детей.

— В программе также заявлены две встречи с психологом Натальей Колмановской…

— Театр для детей – очень тонкая материя. Это не только спектакли. Это и театральная мысль, в том числе работа психологов, изучающих проблемы детского восприятия. Наталья Колмановская занимается не только творческими, но и психологическими, социальными проблемами детей, решая их средствами театра. Это уникальный специалист, — приглашаю всех на встречи с ней.

— Меняется ли возрастная аудитория фестиваля?

— У нас уже сложилась своя аудитория, которой мы дорожим. Есть, например, совершенно удивительная девочка Женя Бабурина, наш большой друг и фанат театра. В прошлом году она своими руками сделала журнал «Арлекин и дикобраз», сама фотографировала, сама писала тексты, брала интервью… «Арлекин» родился как фестиваль для детей. И мы верны детям.