В прошлый раз наш обзор был посвящен новинкам в кукольных театрах, теперь пришло время проверить обновления в театрах драматических. Надо признаться, детские спектакли получаются у взрослых театров не всегда. Но несколько интересных опытов все же есть.


Театр на Васильевском (в филиале на Малом пр., 49) под Новый год выпустил спектакль «Новые приключения Маши и Вити» (инсценировка и постановка Дениса Шибаева по мотивам сценария Павла Финна). Получилось, в общем, довольно близко к фильму, поэтому сравнения неизбежны. В «Новогодних приключениях Маши и Вити» спор между детьми разгорелся у школьной новогодней елки, здесь все более прозаично: ребята скучают дома. Витя режется в компьютерную игру, а Маше просто некуда себя деть (очень даже узнаваемо). Девчушка обследует гостиную-кухню (на сцене — типовая домашняя обстановка) и выясняет, что ее населяют сказочные существа. Витя традиционно на стороне науки и техники, однако ему трудно спорить с собственными глазами, которые видят (и зрители, изумившись, тоже), что сказка буквально вламывается в их дом. На телеэкране вдруг появляется ужасно усталый Дед Мороз и сообщает, что нечисть похитила Снегурочку, а уже в следующую минуту эта нечисть вылезает — кто откуда! — из холодильника, из-за дивана, из тумбы… Трио злодеев весьма колоритно: Баба-яга — яркая блондинка в красном вечернем платье и боа из белых мышей; Леший имеет вид опустившегося инженера в плаще поверх треников и в шапке с помпоном; кот Матвей в костюме с тигровыми мордами — типичный новорусский шансонье… Короче,
музыканты группы «Дикие гитары» (а это, как мы понимаем, именно они) натурально списаны с участников рядового концерта радио «Шансон». Нелепо смешные снаружи, криминально опасные внутри. Поют то сами, то почти сами. И когда почти сами, вы уж извините за прямоту, это видно (и на малой сцене выглядит немножко стыдно). Однако главная звезда шоу — конечно, Кащей, здесь — готичный рокер а-ля Kiss. Его эффектное появление (опять же из холодильника) заставляет вжаться в кресло, честное слово! Дальше дети (которые Маша и Витя) сражаются и побеждают, другие дети (которые зрители) наблюдают с интересом, — им то смешно, то страшно. Любимое бодрящее сочетание: вроде и злодей перед тобой, и подхамливает, и сожрать грозится, а такой прикольный. В мелочах есть и минусы, и плюсы. Небольшая путаница с магическими предметами (что вообще часто быва-
ет в детских спектаклях) компенсируется занятными находками вроде той, что кота заманивают лазерной указкой, а всю шайку обезвреживают с помощью быстрой перемотки на волшебном пультике.


Другой интересный опыт — спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Театральная компания «Открытое пространство» на площадке Музея Ф. М. Достоевского). «Скоморошья потеха для всякого лика от мала до велика». Ну, по прав-
де, не совсем для всякого, потому что лики до 5 лет тут могут заскучать. Суть порой и ускользает: пока держишь в голове «толоконный — спросить у бабушки, что такое», уже подоспели «оброк» и «полверсты»…

Спектакль играют четверо актеров — они и скоморохи-рассказчики, и действующие лица: Балда, поп, попадья, черти. Режиссер кукольного театра Борис Константинов снабдил их всевозможными аксессуарами: толстое пузо попа делается из пузатой же бочки, борода — из рогожи, для преображения в чертей достаточно маски с рожками и пятачком да пары копытец. Куклы тут похожи на игрушки — вот пупс дитятя-попович, вот плоские тряпичные зайцы. А вообще, это очень симпатичный спектакль, «одетый» в приятные глазу материи светлых тонов (художник — Виктор Антонов, художник по костюмам — Наталья Корнилова). Например, скоморохи, вопреки ожиданиям, не в лаптях, а в высоких ботинках на шнурках; у барышень — многослойные юбки, где виднеется и холстинка, и ситчик в цветочек, и лен; а еще вышивка, бусы, расписные ложки… Да, ложки! Как положено потехе, действо сопровождается разнообразным аккомпанементом: игрой на ложках, свистульках, гармошке и, конечно, на балалайке. Балалайку не выпускает из рук Балда и управляется с ней просто виртуозно. В незамысловатых мотивах ненавязчиво проглядывают известные темы вроде «Money», про которые пели ABBA, или «Я не могу иначе» Толкуновой, или «Цыпленок жареный». Сочинители спектакля подошли к вопросу с юмором, а в программке так и написали: «Музыка — от Балды». Забавно, родителям нравится, да и шутки в сторону попа какие-то злободневные получились. А что до юных зрителей — так Пушкин лишним не бывает, его завсегда хорошо
посмотреть, в любом виде.


Наконец, удачным опытом среди драматических нельзя не признать спектакль «Сказка о Василисе Прекрасной, или Царевна-лягушка» театра «На Неве» под руководством Татьяны Савенковой. Правда, с оговоркой: ведь это детский драматический театр с многолетним опытом и знанием дела, какое иным взрослым театрам и не снилось.

«ВД» уже писал о «Сказке о Василисе Прекрасной…», но то был анонс новогоднего представления. Теперь же, в марте, театр приглашает на «Василису» как на новый репертуарный спектакль, претерпевший, к тому же, некоторые изменения. Постановка Татьяны Савенковой музыкальна как никогда. Музыка, запоминающаяся и разная, звучит, не умолкая; сопровождает танцы, пластические миниатюры, вокальные номера. Тут все оживает, как по волшебству: березки водят хоровод, волнуются леса и болота, бегают грибочки и цветы, танцуют нити, из которых Василиса ткет полотно, тесто, из которого она месит каравай, даже ее лягушачья шкурка танцует, оказавшись в огне, и огонь тоже танцует, живет, движется. Перед нами творятся чудеса, но сделаны они исключительно актерскими силами и придумками режиссера. Никаких технических хитростей — только пластика, свет, костюмы. Превращения смотрятся, правда, здорово. Касаемо героев — здесь тоже есть чему подивиться. И главное диво — конечно, Кащей. Желая заполучить Василису, он из мешка с костями (так и звучит, когда ходит) превращается в стройного, невероятно подвижного юношу, всем своим видом (и танцем!) напоминая ни больше ни меньше короля поп-музыки Майкла Джексона. Что до Василисы с Иваном — то они прекрасны, как и подобает сказочным героям: красивы, статны, милосердны. Отдельный подарок маленьким зрительницам — платья Василисы, которыми не устанешь любоваться. Кроме того, что изобразительная сторона потрясает, остается добавить лишь то, что «Сказка о Василисе Прекрасной…» — очень понятный, емкий и динамичный спектакль, который смотрится на одном дыхании.