Еще в октябре в «Скороходе» состоялась премьера спектакля «Шинель. Балет» режиссера Максима Диденко и хореографа Владимира Варнавы. И за прошедшие почти полгода стало ясно, что это одно из самых ярких событий петербургской сцены.

Любопытно то, что команда создателей широко известна театральной публике. Это ведь он, Максим Диденко, поставил уже сейчас легендарный мюзикл «Ленька Пантелеев». И композитор у обоих спектаклей один — Иван Кушнир, да и актеры Илья Дель и Гала Самойлова исполняют и там, и там главные роли. Но если на «Леньку Пантелеева» сходил чуть ли не весь Петербург, то «Шинель. Балет» была поначалу замечена только профессионалами. А ведь «Шинель» у Диденко вышла не менее зажигательная и музыкальная, чем «Ленька Пантелеев».

Кажется, как можно сделать гоголевскую повесть о маленьком человеке со смешным именем Акакий зажигательной и музыкальной? Оказывается — легко! Рецепт от Диденко-Варнавы-Кушнира — много музыки, много танца и много юмора. Конечно же, балетом это не назовешь. Традиционным драматическим спектаклем тоже. Акакий Акакиевич не выпархивает на сцену в пачке, да и примет гоголевского Петербурга зритель здесь не найдет. Вообще, никаких особенно сложных декораций для этого действа не понадобилось: красная кирпичная стена, металлические кубы, минимальный реквизит. А где же департамент, в котором служил Акакий Акакиевич? Где сама шинель? Где все эти, знакомые каждому со школьной скамьи, культурные коды? Ничего этого нет. Роль Акакия Акакиевича играет актриса Гала Самойлова.

Она играет не чиновника, ведь сегодня даже самый маленький чиновник — человек заведомо большой. Она играет по-настоящему, по-гоголевски, маленького человека. И не зря извечной силе всех начальников и департаментов противопоставлена у Диденко хрупкая, тонкая, пластичная Гала Самойлова. Может быть, потому что главную роль исполняет женщина, вместо шинели в спектакле — свадебное платье, которое обретается и теряется ничуть не менее драматично, чем в повести. Тонкий юмор этой постановки заключается в том, что, относясь к искусству ультрасовременному, она сама пародирует современное искусство. Театр Диденко — это театр умный, рефлексирующий и думающий, поэтому заведомо смешны все обвинения в издевательстве над классикой.

Да, гоголевская «Шинель» — это святое для Петербурга. Но Максим Диденко абсолютно сознательно шел на риск, пошив свою шинель не из хрестоматийного текста. И ясно это становится сразу, как только на сцене появляются два ведущих персонажа спектакля: Гоголь и Пушкин. Два русских гения, два светила нашей литературы. Одеты они в яркие спортивные костюмы. И чего только эти двое не вытворяют на сцене. Например, пьют колу и соревнуются в рыгании. Конечно же, такая вольная интерпретация образов классиков может вызвать гнев и отторжение у блюстителей высокой культуры. Поэтому особо «культурным», как я уже написала в заглавии, просьба не беспокоиться. А вот любители настоящего театрального искусства, смелого и свежего, получат огромное удовольствие!