Театр Юных Зрителей им. А. А. Брянцева уже давно ставит спектакли, на которые ходят зрители не только юные. Спектакль, поставленный инициативной группой театра во главе с актером Александром Ивановым «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской как раз к таким и относится — эта работа для зрителей постарше.

VashDosug.ru поинтересовался у режиссера, почему пьесу до сих пор можно считать актуальной и почему такие слова, как «добро» и «верность», трудно произносить сегодня со сцены.

— Советская драматургия не самая популярная на современной сцене. Это ваш режиссерский дебют и тем более интересно, почему ваш выбор пал именно на эту пьесу?

— Во-первых, мне и моим артистам эта пьеса изначально очень нравилась. Во-вторых, мы выбрали одно из самых лучших произведений советской драматургии. В Советском Союзе ее играли повсеместно. Потом я узнал, что это произведение было поставлено во всех странах Европы. В Германии ее поставили в каждом городе, где есть театр. Я еще раз убедился, что в этом драматургическом материале что-то есть. Мне кажется, что выбор наш был правильным. И это потверждает та реакция, которую можно было наблюдать вокруг нашей постановки. Все начали вдруг нам бескорыстно помогать. Я поначалу удивлялся, почему внимание людей к этому произведению не остыло? Им нравится героиня, герои, сюжет. Они видят, что в этой пьесе что-то определенно есть.

— Эта, история, на мой взгляд, страшная даже по сегодняшним меркам...

— Да, конечно. Я бы сказал, что это история очень драматическая... Сюжет пьесы «Гамлет» еще ужаснее...

— Но сюжет пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» ближе к нашим реалиям, поэтому и читать, и уж тем более смотреть эту историю на сцене, тяжело. У вас не возникало никаких аллюзий, связанных с сюжетом этой драмы?

— Нет, никаких. Я до премьеры с благоговением встретился с автором пьесы, с Людмилой Николаевной, и она сказала мне, что не следует браться за эту драматургию, если хочеться расскать историю про учителя и ученика — мол какие-то ребята пришли и поиздевались над женщиной. Это лишь сюжетная линия. Это поверхностное видение. Разговор идет там немножко о другом. О чем — это вопрос.

— Иными словами, это не сюжет про сегодняшний материальный мир?

— Да бог его знает! Люди всегда жили в материальном мире.

— Как вам показалось, что было самым сложным при постановке?

— Такие слова, как «добро», «вера», «надежда», «добро побеждает зло», как ни странно, очень сложно говорить сегодня со сцены.

— Почему?

— Потому что не веришь сам себе. А в театре нужно, чтобы поверил не только ты, но и зрители. Это было для меня проблемой. А главная героиня очень часто говорит такие слова. Она не только называет эти понятия, она ими живет. Основная проблематика пьесы именно в этом и заключается: что в результате победит, добро или зло?

— И что побеждает в вашем спектакле?

— Опять-таки сложно сказать. Мне кажется, что побеждает добро, как бы это не банально звучало. Во всяком случае должны побеждать добро, радость и любовь. Я утверждал это и буду утверждать.

— После «Елены Сергеевны» вы намерены дальше продолжать режиссерскую деятельность?

— Да, безусловно. Я благодарен, что мне предоставили такую возможность. Просто так режиссурой не занимаются. А когда чувствуешь в себе потребность, нужно ее реализовывать. Я давно к этому шел, и с первого раза никогда ничего не получается. Мой мастер говорил, что нужно сначала испортить три спектакля, перед тем как поставить что-нибудь более-менее стоящее. Поэтому я очень спокойно отношусь к своему дебюту и рассматриваю его, как некий этап.