Зимний международный театральный фестиваль продолжается и фестивальные спектакли будут радовать жителей и гостей нашего города еще неделю. У зрителей уже была возможность посмотреть постановки Томаса Остермайера, Питера Брука, Арианы Мнушкиной, Петра Фоменко, Тадеуша Кантора и других. Самым запоминающимся событием начала фестиваля стала «Волшебная флейта» Питера Брука.  

Сам Моцарт считал эту оперу своим самым лучшим и любимым произведением, даже несмотря на довольно-таки запутанный сюжет. Произведение великого австрийца хорошо знают в Петербурге. Однако, зрители (знакомые с традиционными оперными постановками), были удивлены нестандартной подачей классического произведения в постановке Питера Брука, режиссера, который еще несколько десятилетий назад стал настоящей театральной легендой.

Мастер вольно переложил оперу Вольфганга Амадея Моцарта, сократив ее до (!) полутора часов. Не было знаменитой увертюры, традиционно предваряющей действие оперы. Не было пышных костюмов и немыслимых декораций, так часто присутствующих в постановках этого произведения. Зато в спектакле (показанном на сцене театра им. Комиссаржевской), по замечанию многих критиков, была кристальная чистота жанра и простота, которая присутствовала во всех составляющих спектакля. Большой симфонический оркестр, необходимый для исполнения сложной оперы Моцарта, был заменен на один единственный рояль. Зато было много высоких бамбуковых палок, сыгравших роль постоянно перемещавшихся декораций. И, конечно, следует уделить особое внимание игре актеров (и самим актерам), которая в режиссуре Питера Брука, являла собой своеобразную квинтессенцию театральности.

Труппа Театра Буфф Дю Нор, с молодыми актерами которого Питер Брук и поставил спектакль «Волшебная флейта», была создана режиссером в 1974 году в заброшенном помещении старинного парижского театра. Именно Буфф Дю Нор стал для великого режиссера на долгие годы подлинной творческой мастерской, где он сделал свои легендарные постановки, начиная от «Махабхараты», заканчивая беккетовсикми «Фрагментами».  

Опера или драма?

Не все исполнители постановки «Волшебной флейты» являются профессиональными оперными певцами. Однако, и не все оперные артисты, занятые в спектакле, имели опыт участия в драматических постановках. Главная особенность «Волшебной флейты» Питера Брука состоит в том, что драматическая ее часть не является простым дополнением к оперным партиям, а существует наравне с ними. Это сделано настолько органично, что сложно назвать постановку оперой. Статичных поз, характерных для оперных исполнителей, в спектакле нет и в помине. Однако, по словам исполнителя роли Зарастро, Венсана Павези, ему и другим оперным певцам приходилось переучиваться исполнять партии «Волшебной флейты»: «По сравнению с традиционными постановками в этой что-то было сделать сложнее, а что-то проще. Например, нам не надо было «перекрывать» оркестр. Никто не решал за тебя, когда тебе нужно вступать. Работа в этом спектакле была похожа на камерный концерт, когда ты один на один с пианистом. Малейшее несовершество в исполнении оперной арии гораздо отчетливее слышно, когда выступаешь без симфонического оркестра.»

Не про добро и зло, а про лики любви.

Венсан Павези, один из трех профессиональных оперных артистов, которые задействованы в постановке Питера Брука. Венсан, как никто другой, может проанализировать изнутри, чем опера английского режиссера отличается от других: он участвовал аж в семи постановках «Волшебной флейты». «Мой персонаж в спектакле Брука — говорит Венсан Павези, — в отличие от предыдущих постановок, в которых я участвовал, более человечный. Я сразу скажу, что не верю в идею, что Царица ночи — это зло, а Зарастро — это добро. Зарастро мудр, но он все время ошибается. Он хочет спасти Памину, но при этом доверяет ее Моностатасу. И я думаю, что Питер хотел показать человечность доброжелательную, но хрупкую, которая не является вездесущей и всемогущей. Этот спектакль, на мой взгляд, о поисках счастья. И счастье — это не что-то, что сваливается с неба. Это этапы, которые нужно пройти, как проходят их Тамина и Памино. Я думаю, что и Зарастро и Царица Ночи, они не плохие и не хорошие. Это просто два лика любви. Царица Ночи представляет собой инстинктивную, материнскую любовь, от которой нужно в какой-то момент оторваться, чтобы вырасти.»

Хождение по канату.

В кинотеатре Аврора в рамках театрального фестиваля проводились показы выдающихся спектаклей XX века. Также был показан фильм, снятый Саймоном Бруком (сыном Питера Брука), посвященный творчеству его великого отца. В него были включены документальные кадры, снятые на репетициях «Волшебной флейты». Работа над спектаклем предварялась огромной чередой тренингов для актеров. В частности, каждый актер должен был научиться ходить по канату. Большинство тренингов проводилось, в первую очередь, для того, чтобы установить некую связь между актерами, чтобы они научились слушать и слышать друг друга. Для Брука, по словам Бетсабе Хаас, исполнительницы роли Папагены, каждый персонаж спектакля является продолжением другого. И чтобы сохранить хрупкую структуры постановки, актеры перед очередным представлением делают специальные упражнения. Каждый из участников постановки должен чувствовать себя кусочком пазла. Взаимодействие актеров между собой, также, как и переходы от оперной партии к драматической являют собой своеобразную эстафету, органика которой добивалась множеством тренингов и упражнений. Причем пианист (Реми Атасе), находящийся непрерывно на сцене и исполняющий всю музыку оперы, также наравне с остальными должен был пройти все тренинги. Виржиль Франне, исполнитель роли Папагено, признается: «Лично для меня пианист - это абсолютно полноценный персонаж. И не только потому, что я в какой-то момент взаимодействую с ним на сцене, я чувствую его физическое присутствие, его дыхание на протяжении всего спектакля.»

Бесконечная работа.

Питер Брук не из тех режиссеров, кто приходит на репетиции с четко выработанной идеей, которой все должны подчиниться. Он находится в постоянном поиске. Спектакль «Волшебная флейта» играется уже три года, однако, режиссер постоянно что-то меняет, находит новые решения. Один из актеров даже сетует на то, что когда решение той или иной мизансцены становится слишком удобным, когда оно превращается в привычку, режиссер мгновенно придумывает что-то новое и так до следующего момента, когда и это решение станет привычным. В одной из своих книг Питер Брук писал, что спектакль становится более-менее неплохим лишь к 50-му представлению. Спектакль «Волшебная флейта», показанный в Петербурге в конце прошлой неделе, по подсчетам самих артистов сыгран уже около трехсот раз. И это далеко не завершение сценической истории спектакля, к которому фраза «все гениальное — просто» подходит лучше всего.