27 ноября – день рождения легенды русского рока, . К этой дате в Петербурге поставят музыкальный спектакль, основанный на его творчестве. 

Автор фото: Константин Кипарисов.

Музыкально-театральный проект «Музыка серебряных спиц» сделан командой режиссера. На сцене Санкт-Петербургского Мюзик-Холла рождаются образы, создаются мизансцены, вырастают фантастические декорации. Визуализируют сюрреалистический мир БГ лучшие мастера театральных спецэффектов, которые смело взялись за дело, решив поразить зрительское воображение.

Режиссер спектакля Виктор Крамер, лауреат премии «Золотой софит», а также высшей театральной премии Великобритании имени Лоуренса Оливье, в представлении не нуждается. VashDosug.ru поговорил с ним о новом спектакле, рок-музыке и профессии «режиссер».

— Виктор, вы ставите спектакль, основываясь на рок-музыке. Как связаны театр и рок по вашему мнению?

— Я тоже сначала думал, что я ставлю, основываясь на рок-музыке, а потом Борис Борисович уточнил, что рок умер после того, как Элвиса Пресли забрали в армию. Мы ставим на музыку. Я не думаю, что и сам БГ позиционирует себя как рок-музыкант. Он музыкант, поэт и художник в самом широком смысле. Поэтому мы делаем музыкальный спектакль, но, конечно, он современный. Особая связь музыки и действия обусловлена тем, что это музыка, в которой смешаны многие стили и направления. При этом все, что мы используем с точки зрения зрелища, это тоже соединение очень многих элементов: и драмы, и пластики, и разных современных инновационных средств выразительности. Весь спектакль — это микс, фантастический коктейль из того, что сегодня может иметь отношение к визуальному искусству, создаваемому людьми, техникой, музыкой.

— А этот синтетический спектакль требует, вероятно, какого-то специального актера? У вас был очень жесткий кастинг. Можете рассказать об актерах?

— Смысл этого кастинга был в том, чтобы по возможности не сотрудничать с артистами, которые привыкли работать в жанре синтетического театра. На сегодняшний день выращена целая плеяда таких людей: они владеют вокалом, пластикой, и они переходят из проекта в проект. Мы не ставим перед собой цель показать изощренный профессионализм артиста. Мы хотим сделать спектакль, который так же, как и рок, создается не от того, что ты закончил консерваторию или вагановское училище, а от того, что где-то там внутри тебя есть что-то особое, очень живое, и оно прорастает в тебе искусством. Соответственно, у нас много непрофессионалов: один удивительный грузчик приехал к нам из города Рязани, теперь он у нас один из главных артистов. Подошел ко мне официант в кафе и говорит: «Я слышал, что вы набираете. А можно показаться?». Теперь и он в нашем спектакле. Мы создавали особую человеческую среду, которой близка эта музыка.

— Вы эту историю собрали из разных песен «Аквариума»?

— Не совсем так. Я взял героев песен Гребенщикова, с ними сочинил историю, естественно, из песен, и попробовал сделать сюжет, пьесу, в которой все эти песни органично существуют. То есть это незримая песня, в которой живут и действуют знаменитые герои БГ. Такие здесь у нас замечательно ужились: и старик Козлодоев, и сестра Хо, и братья Забодай, и Пабло, и Эсмеральда.

— А оживление этих героев не упрощает творчество БГ?

Не было еще случая, когда бы истинный любитель творчества Толстого, Толкиена или Достоевского согласился бы с видением того или иного режиссера. Мы не претендуем на объективность. Мы делаем нашу версию, и мы об этом с БГ сразу договорились: мы делаем так, как мы это видим, так, как могут это спеть и сыграть наши молодые ребята, как я могу это почувствовать, как художник, режиссер и автор.

— У вас был период такого плодотворного и яркого сотрудничества с Александром Шишкиным. В этом спектакле он не участвует?

— Проблема в том, что Александр Шишкин должен был быть художником этого проекта, и мы с ним начали над ним работать. По крайней мере первый сайт проекта делал Саша. Но, к сожалению, в силу многих организационных причин мы не смогли создавать проект в возможные для Александра сроки. Я считаю его одним из величайших, лучших художников на театральной авангардной сцене страны. Мне жалко, что сотрудничество с ним на этом спектакле не получилось, но, надеюсь в другой раз…

— Бориса Гребенщикова можно абсолютно справедливо назвать духовным лидером своего поколения. А находите ли вы таких же лидеров в наше время из поколений помладше?

Во-первых, я не могу сказать, что у меня есть кумиры, это не мой путь. Но есть вещи, которые мне близки. БГ — одна из любимейших вещей. Во-вторых, я не делю его и поколения. Мне кажется, что Борис Гребенщиков – лидер поколения, в котором он живет. У нас в этом спектакле всю инструментальную часть будет играть группы Markscheider Kunst, которая в качестве оркестра, будет сопровождать нашу затею. Прекрасная группа, и, может быть, пройдет время и они станут духовными лидерами. БГ дожил до 60 лет, и все вдруг это поняли, кто он, а лет 25 назад никто не мог предположить, что это будет духовный лидер. Это время определяет.

— А что для вас как для режиссера было нового в работе над этим спектаклем?

— Для меня все новое. Я ни один спектакль не делаю со знанием дела. Я каждый раз иду на ощупь, наверное поэтому я люблю эту профессию, и мучаюсь от нее. Это каждый раз изобретение велосипеда. Потому что, если ты знаешь что и как делать, то это не интересно. Каждый раз я пытаюсь и себе, и другим сделать трудности, чтобы потом появилось нечто новое для меня самого и людей в зале, потому что хочется удивлять.