22 апреля в Учебном театре на Моховой пройдет гала-концерт Международного музыкального конкурса «Поющая маска», который уже почти 10 лет проводит Санкт-Петербургская Театральная академия.

Несмотря на это, любимое многими мероприятие мало известно широкому зрителю. VashDosug.ru решил исправить эту несправедливость.

Для начала необходимо узнать, что представляет собой этот конкурс, зачем он был создан, когда и почему. Кто же сможет рассказать об этом лучше, чем отец-основатель «Поющей маски», заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания СПбГАТИ, музыкальный руководитель спектаклей Александринского театра Иван Благодер:

«"Поющая маска" существует уже много лет, но несколько десятилетий это был исключительно кафедральный конкурс, не выходящий из маленьких аудиторий института на большую сцену. Его очень любили студенты, тем более что там царила своя особая, теплая атмосфера взаимовыручки и поддержки. За эти годы номера на конкурсе выросли до очень хорошего драматического, эстрадного и ансамблевого уровня, и 8 лет назад родилась и сразу же воплотилась идея перевести это институтское мероприятие в формат международного конкурса.

Если сначала мы могли пригласить только 2-3 страны, то постепенно возможности и география расширились, например, в этом году у нас большое количество участников из Китая, Финляндии, Польши, Шотландии, Италии, Германии. При этом соревнуются между собой студенты творческих ВУЗов, так что на одной сцене встречаются и СПбГАТИ, и Университет культуры, и Консерватория, и Школа-студия МХАТ. В этом году приехали студенты Новосибирского, Екатеринбургского, Ярославского театральных институтов».

Какие же номинации существуют на «Поющей маске»? Общим количеством 8 штук, они отражают и учитывают все возможные формы песенной культуры. Кроме уже упомянутого серьезного раздела классического исполнения «Артист музыкального театра», есть «Вокальный ансамбль – большая форма», «Вокальный ансамбль – малая форма» (жанр исполнения – любой, хоть эстрада, хоть буффонада, хоть классика, но количество участников должно быть не меньше 2 и не больше 11 человек).

«Поющая маска» – это конкурс имени Андрея Петрова, а потому нет ничего удивительного, что есть отдельная номинация с его песнями. «Песни театра и кино», «Народная песня», зажигательные номера в разделе «Артист эстрады» и самая любимая, самая долгожданная и, несомненно, самая трудная номинация: «Артист драматического театра и кино», в котором студенты стараются поразить жюри не только своими вокальными данными, но и артистизмом, «подачей материала».

Как говорит один из участников, студент IV курса эстрадного отделения, «СПбГАТИ – театральный ВУЗ, так что на актерские качества обращают порой даже больше внимания, чем на голос. Можно очень красиво спеть, но никуда не пройти, потому что выступление получилось скучным, никак не обыгранным с актерской точки зрения».

Тем не менее, учитывая, что в конкурсе участвуют не только актерские институты, Иван Благодер говорит об этом так: «Гости должны тянуться к драматическим возможностям воспроизведения песни, а студенты театральных ВУЗов – к музыкальным. У каждого есть своя вершина, к которой он должен стремиться».

При таком серьезном комплексном подходе, жюри должно состоять сплошь из самых разнообразных мастеров своего дела. Так оно и есть: оперные певцы, актеры, режиссеры, профессора всех ведущих кафедр СПбГАТИ (ведь участник должен уметь и красиво двигаться – вот вам кафедра пластики, и внятно говорить – кафедра речи, особое место занимает кафедра музыкальной театральной критики, а уж про кафедру вокала и говорить не приходится). Возглавляет жюри бессменный руководитель известный композитор Леонид Десятников.

Здесь нет случайных людей, потому что и конкурс слишком серьезен: во-первых, это реальная возможность заявить о себе, пройдя I тур и победив во II, или попав в фестивальную часть конкурса: гала-концерт, на котором часто можно заметить именитых гостей – режиссеров, актеров, певцов. Во-вторых, победители, занявшие призовые места, получают хорошие призы от спонсоров–меценатов.

Интересно, что бывают ситуации, когда в номинации присуждаются, например, первая и третья премии, но не присуждается вторая – жюри решает, что на это место не нашлось достойного претендента. После разговора со студентами складывается ощущение, что знание о конкурсе «Поющая маска» снисходит на них вместе с получением студенческого билета: об этом мероприятии знают все, его ждут, к нему готовятся порой целый год.

Несмотря на приобретение конкурсом международного статуса, в нем по-прежнему остались те черты студенческого братства, которые так отличали его кафедральную ипостась. Вот, что говорят об этом сами студенты, заодно раскрывая некоторые организационные секреты: «Все, что нужно тебе для конкурса, ты обеспечиваешь сам – и Академия, после твоей просьбы, активно тебе в этом помогает: ищет концертмейстера, инструменты, костюмы. Конечно, если тебе нужны на подтанцовку "девочки с мочалками", эту проблему ты решаешь сам, но для того и нужны однокурсники и друзья. То ты кого-то просишь, то к тебе, буквально накануне конкурса, подлетают с дикими глазами и просьбой подыграть – разве можно отказывать, ведь это же "Поющая маска"!».