5 февраля 2013 года прошло вручение Санкт-Петербургской премии для молодых «Прорыв». Vashdosug.ru посмотрел церемонию и побеседовал с молодыми номинантами.

Премия существует уже 4 года и за это время непрестанно развивается, приобретает новых партнеров, друзей, поклонников, меняется вместе с театральной ситуацией. Начинался «Прорыв» с небольшого уютного зала Приюта Комедианта и представления как бы «для своих», прошел через новую сцену Молодежного театра на Фонтанке и оказался на сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

В этом году за постановку церемонии награждения лауреатов взялся . Он сотворил ее, как спектакль с авторской режиссурой. Могучий намерено отказался от всех, присущих премиям деталей: речей победителей, длинной вступительной официальной части, развернутых благодарностей спонсорам и даже от ведущих в привычном их понимании. Действо, которое продолжалось всего 45 минут, не было похоже на торжественное, пафосное, претенциозное событие, а скорее на пародию. Режиссер как будто поиздевался над всеми штампами присущими каждой премии.

Действие вели странные персонажи: Мужчина в ярко-оранжевой рубашке (он встречал номинантов, с непроницаемым лицом вручал им статуэтки и жестом отправлял на место в зале), пианистка Настенька (она «отвечала» за музыку, которая скорее даже не обрамляла, а была метрономом разыгрываемого на сцене действия). Ведущего на сцене не было вообще, зрители слышали только его голос.

Вся постановка была насыщена иронией: благодарности спонсорам превратились в речитатив, который непременно заканчивался словами «Спасибо, любимый! Спасибо, родной!», перед каждой номинацией Ведущий произносил: «Позвольте! Позвольте я прочту стих!» и читал максимально простое по форме четверостишие о предстоящей номинации.

Эта короткая постановка получилась безусловно красивой и узнаваемой, в стиле Могучего. Как и в его спектаклях, первостепенной оказалась визуальная сторона: гости премии увидели экран во всю высоту сценической коробки. На этом полотне зрители видели лица номинантов. Вся сценография и смысловой пласт действия были построены на трех образах: тьма, свет и огонь. Силу огня Могучий сравнил с силой современного молодого театра, зажигающего свет.

В этом году по мнению жюри «зажгли»:

Дмитрий Волкострелов и , режиссеры театра Post, за постановку спектакля «Shoot/ Get Treasure/ Repeat» по пьесе Марка Равенхилла в номинации «Лучший молодой режиссер драматического театра».

Кирилл Варакса за роль Пархи в спектакле «Двое бедных румын, говорящих по-польски» в номинации «Лучший молодой актер драматического театра».

Дарья Румянцева за роль Кей Конвей в спектакле «Время и семья Конвей» в номинации «Лучшая молодая актриса драматического театра».

Ирина Саликова за роль Самуила Яковлевича Глостера в спектакле «Лир», как лучшая актриса роли второго плана в драматическом театре.

В номинации «Лучший молодой менеджер» победила Милена Авимская, генеральный продюсер лаборатории ОN.Театр за проведение конференции «Американская драматургия: новые открытия» и проведение Всероссийского фестиваля-лаборатории «ON.Театр.ru».

Номинация «Лучший молодой художник драматического театра» не была присуждена, видимо, из-за отсутствия по мнению жюри на современной молодой сцене по-настоящему ярких сценографических работ.

«Прорыв» также вручил четыре специальных приза: специальные призы Жюри Ульяне Фомичевой «За яркие роли сезона», спектаклю «Антитела» «За прорыв в новую реальность», приз Ирине Саликовой от спонсора премии — компании «Строй-консалтинг» и приз от чая «Tess» коллективу спектакля «Идиот. 2012».

Кирилл Варакса, единственный, кто произнес речь на сцене (он вклинился в театральное действо Могучего и прочитал стихотворение А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»): «Для меня не было целью получение премии, мы просто работали с Женей Сафоновой, и это было круто. Хотелось бы это продолжить. Мне странно повышенное внимание к нашему спектаклю, ведь то, что там происходит — страшно и правдиво. В спектакле мы играем несчастных людей, и мы, участники спектакля, мало отличаемся от них. Признаюсь, я совсем недавно только понял, почему пьеса Дороты называется «Двое бедных румын...». Это не материальная бедность... Увы. Несмотря на все это, спектакль нужен нашему маленькому бездомному современному театру, чтобы хоть как-то разобраться в том, какие ценности важны в этом мире».

Дмитрий Коробков, студент театральной академии, номинированный за выпуск спектакля «Shoot/ Get Treasure/ Repeat», рассказал о том, что номинация стала для него не более чем приятным и безусловно лестным фактом биографии, однако он не расстроен тем, что не получил награду: «Про весь современный театр мне говорить трудно, но, если взять петербургскую ситуацию, то как раз на примере нынешнего списка номинантов «Прорыва» хорошо видно, что в городе появляется все больше и больше молодых людей, делающих талантливый, честный и очень разный театр. Это здорово».

Дарья Румянцева, которая в в прошлом году была номинирована на «Прорыв» за роль Олеси в одноименном спектакле Николая Дрейдена и Максима Диденко по повести А. Куприна рассказала о том, какое место в ее жизни занимает премия «Прорыв» и спектакль «Время и семья Конвей»: «Я всегда считала, что театр — это не спорт, поэтому премия — это что-то странное. Но когда ты ее получаешь, конечно, это приятно, что тут скажешь. Этот спектакль очень важен для меня: мои партнеры, режиссер, театр, в который я попала... Этот театр («Такой театр» – прим. ред.) такой чудесный: он маленький, никто о нем не знает, но он теплый и домашний. Я не ожидала, что получу премию: я поспорила с мужем, что не получу и проиграла».