Философия движения Фестиваль Open Look этим летом снова приглашает всех желающих в мир современного танца. Об актуальной хореографии и самых интересных событиях фестиваля в этом году мы поговорили с его создателем директором дома танца Kannon Dancе Вадимом Каспаровым.

Фестиваль существует уже много лет, он любим публикой, востребован профессионалами, а как возникла идея создать его?

В этом году фестиваль будет проходить уже в 14-й раз. Идея появилась, как обычно, от безысходности. (Смеется.) Сначала приходит безысходность, потом появляется идея. У меня не было планов делать этот фестиваль: у нас была школа и труппа, забот хватало. В 1999 году в Санкт-Петербург должен был приехать один американский коллектив. Друзья из Штатов просто попросили меня посмотреть, где эта труппа будет выступать и как будет организована техническая часть. И когда я осознал, что труппа приезжает в никуда – выступать и жить попросту ей негде, понял, что им надо помочь. Но проблема была еще в том, что эту труппу никто не знает, это ведь не Пол Маккартни, на которого тут же сбежится народ! И тут пришла идея сделать совместный американо-российский проект – Summer dance workshop, названия Open look тогда еще не было. Фестиваль прошел с успехом, и появилось желание продолжить это начинание. Тогда мы поняли, что связь образования и перфоманса очень важна!

А откуда появилось это название – Open look?

Многие хореографы, у которых есть свои коллективы, живут по принципу: у меня есть своя труппа, я о ней забочусь, делаю постановки. Особенно детские коллективы они держат в своих руках как курицы-наседки. В результате дети живут только в мире, созданном педагогом. Да, они выезжают на конкурсы, но каждый конкурс – это микровойна, потому что искусство там превращается в спортивное состязание: кто лучше, кто круче. И детям и педагогам просто некогда посмотреть, что вообще происходит вокруг, они живут с закрытыми глазами. Отсюда и название и концепция. Open look – это именно фестиваль, где нет никаких наград, никакого распределения мест.

В чем вы видите основную задачу фестиваля?

В создании необходимой атмосферы, чтобы люди могли с открытыми глазами воспринимать новые знания, приобретать новые контакты! Ведь многие хореографы специально ничего не смотрят, они, дескать, не хотят, чтобы на них влияло чужое творчество. В итоге они придумывают то, что сделала Марта Грэм еще в 30-х годах. Мы можем, конечно, идти «методом тыка»: попробовать то, попробовать это. Но зачем? У нас в стране нет истории современного танца с конца 20-х годов и вплоть до 90-х, она вырезана. При этом в Америке ежегодно появлялись новые хореографы, новые течения.

Вы приглашаете на фестиваль зарубежных хореографов из конкретных школ. Для вас ведь это принципиальная позиция?

Да, потому что люди должны получать информацию, что называется, из первых рук. Даже если мы возьмем самых лучших российских хореографов, что мы увидим в плане профессионального обучения? Три месяца на одном фестивале, два на другом, неделя там, неделя здесь. Да, сейчас уже появляются люди, которые по нескольку лет учились на Западе, но раньше этого не было. Человек примерял на себя некие навыки танца, интерпретировал их по-своему. Но ведь определенная школа – это не только техника, это еще атмосфера, философия движения, великое множество нюансов. Вот почему я убежден, что информацию нужно всегда брать из первоисточника.

Какому зрителю адресован фестиваль, ведь он будет интересен не только профессионалам?

Образовательная программа делается, конечно, прежде всего для профессиональной аудитории со всей России. Участники к нам приезжают даже из Уренгоя и Владивостока! Петербург мы позиционируем как место встречи западной танцевальной школы и нашей. Перфомативную же часть мы представляем всем жителям города, широкой публике.

А каких гостей из Европы зрителю ждать в этом году?

В этом году у нас будет выступать хип-хоп коллектив из Франции «S’Poart». Но это не имеет ничего общего с тем, как привыкла воспринимать хип-хоп культуру русская публика! Эта кампания использует лексику хип-хоп танца для создания именно спектакля. С помощью знаков этой культуры, ее эстетики, пластического языка зрителю рассказывают некую историю, передают чувства и эмоции. Также к нам приедет итальянская компания Spellbound, они будут показывать на сцене Консерватории две разные программы 3 и 4 июля. Мы очень редко предоставляем возможность одной компании выступить дважды, но это именно тот случай, когда нужно сделать исключение! Будет вечер голландского танца, бывших танцовщиков всемирно известной труппы NDT1— одного из интереснейших явлений в современной хореографии, будет выставка фотографий танца американского фотографа Луис Гринфильд, три премьеры совместных проектов с голландскими хореографами и «Каннон Данс», специальные программы для детей OPEN LOOK 4 KIDS и много-много чего еще. Я уверен, что такая программа будет интересна многим зрителям, поэтому мы приглашаем на Open look-2012 абсолютно всех!