В 2011 году режиссер отпраздновал свое 55-летие, с чем мы его от всей души поздравляем! 4 декабря в 18.00 на большой сцене филармонии состоится Творческий вечер, посвященный юбилею Юрия Томошевского.

Томошевский – режиссер со своим особенным стилем и языком. Думается, что его ненавязчивая, тончайшая по своей структуре режиссерская эстетика связана в первую очередь с умением слушать и слышать. Слышать окружающий мир, прислушиваться к эмоциям и чувствам зрителя (каждый, кто хоть раз бывал на его концертах поймет, о чем речь), вслушиваться в звучание поэтического слова, пьесы, поэмы.

Этот режиссер никогда не «воюет» со словом, скорее он – его верный и талантливейший поводырь. Благодаря удивительному свойству режиссера слушать, умению не просто «транслировать» себя самого, но и разговаривать с миром, сцена филармонии сейчас превратилась в то уникальное место, где можно увидеть и услышать настоящий «голос» чеховских произведений, парадоксальную злободневность гоголевской комедии, живую сатиру произведения Филатова, легкость и поэтичность прозы Бунина.

Романтик и гуманист, Томошевский остается хранителем вечных ценностей, – любви к ближним, уважению к старшим, преданности и верности своему делу. Ему не подходят определения «современный», «актуальный», скорее он – «всегдашний», и его «всегдашнесть» ей-богу, важнее всяких других эпитетов.

Высший класс в режиссуре для меня – вложить и построить так чтобы раствориться в актерах, быть в них незаметным. Я считаю, что это высшее достижение. А если в зале встают школьники и плачут, то это успех. В «Чайке» я все время выхожу из зала, потому что у меня сердце хватает…

О филармонии

Мы с директором филармонии Татьяной Николаевной Волоцкой обсуждаем репертуар и пытаемся понять, насколько то или иное произведение актуально для сегодняшней молодежи. И сейчас у нас работают молодые артисты, им есть что сказать, и самое главное – их поймут, потому что они по возрасту почти ровесники этих молодых зрителей.

О кино

Последнее время смотрю сериалы. И удивляюсь огромному количеству прекрасных артистов. Здорово, когда появляется русский актер с русской манерой игры. Например, рядом с Нееловой играют девочки молодые. Не было бы ее рядом – и они бы «просвистели» эти роли. А рядом с такой артисткой они не могут играть плохо. И вокруг нее уже совершенно другое. Это и есть наше актерское достояние, наша культура.

Актер или режиссер?

Педагог! А как же? Я собрал труппу молодых артистов, которым 20-30 лет, мы учимся с ними профессии, все с нуля. Из моих учеников в филармонии только Юра Захаров и вот сейчас пришел Женя Сиротин, - это курс 1998 года. И еще сейчас я выпускаю курс в Балтийском институте, так что однозначно – педагог.

Педагог – о педагогах

Я учился в Москве, в ГИТИСе. У нас был руководитель Астальский, Козырева, а главным мастером был Владимир Николевчич Левертов. Каждый педагог научил чему-то, особенно, конечно, Левертов. Из Москвы я приехал наглым, – закончил ГИТИС! Попал в БДТ! Это давало силы бежать по улицам, кричать, было ощущение свободы, свойственное только Москве. Здесь, в Петербурге, все было и остается более спокойно, сдержанно. Когда Герогий Александрович умер, я и ушел из театра, но до сих пор говорю, что именно БДТ дал мне жизненные ориентиры.

А если ориентиры потеряны…

Важно найти «правильного» лидера. Если ты сам по себе – ну и сиди в стакане! Если ты действительно хочешь чего-то – ты все равно будешь искать и найдешь себе Томошевского, который тебя закрутит, увлечет, а если не увлечет – тоже прекрасно, - будешь искать дальше! Все зависит от тебя. Либо ты идешь в поиск, либо «сидишь на заднице ровно», – ну сидишь и сиди! А если тебя это не устраивает, - значит, выйдешь за порог и пойдешь на ветер на откос, будешь искать. Такая у меня установка. Человек, заинтересованный в том, чтобы измениться, ищет в жизни что-то новое, и он это обязательно получит. Потому что возможности в этом мире просто необъятные.

О своем зрителе

Я работаю для неравнодушных, неслучайных людей. Они купили заранее билет, подготовились, пьесу прочитали. Это для режиссера радость, – рядом с таким зрителем ты понимаешь, ради чего работаешь. На сцене я часто разговариваю со зрителем, веду диалог, – не могу по-другому. Да, перед началом спектакля я хожу по фойе и по зрительному залу, для меня это важно, хочу видеть эти глаза.…это часть моего характера. Когда-то, в 90-е годы, у меня были контракты и безумные деньги , я ездил по Европе… А однажды шел по Садовой, и вдруг меня остановила женщина, которая торгует туалетной бумагой. Говорит – «Юрий Валентинович, я была на ваших спектаклях, спасибо вам, вот вам два рулона туалетной бумаги!» И я понял, что тут, на толкучке весь мой зритель – электорат, вся бывшая интеллигенция, – они тогда выживали, как могли. Когда все рухнуло – они оказались здесь, и я понял тогда, что должен остаться с ними. Стал меньше ездить, потом вообще «ушел в ноль», и вот здесь, в филармонии, я начал все заново, все с нуля. Несколько лет прошло, и сегодня здесь появился не только прежний, из тех времен, но и новый зритель, – совсем молодые ребята, со мной работают молодые талантливые артисты драматической труппы, вместе с которыми мне есть, что сказать. И я этому бесконечно рад.