Еще лет десять назад никто не подумал бы составлять рейтинги ресторанов. А сегодня это вполне привычное дело, и мы нередко основываем выбор не только на своих предпочтениях, но и на некотором количестве условных баллов, присужденных заведению посетителями и критиками.

Сравнительно новое для нас слово «мишленовский». Конечно, заядлые автомобилисты знают, что... шины этой компании действительно неплохие. Но «мишленовский» — это не только определение качества автомобильных покрышек, но и признание того или иного ресторана заведением самого высокого уровня. Кому достаются мишленовские звезды? Есть ли это «чудо природы» в Петербурге? Обо всем по порядку.

Одна звезда... Лучше три звезды...

Без маленького экскурса в историю нам не обойтись. А началось все в 1900 году, когда Андре Мишлен, один из основателей компании, носящей его имя, решил добавить к выпускаемому рекламному проспекту автомобильных покрышек список ресторанов, где можно перекусить во время путешествия. Вряд ли он мог предположить, что всего за какие-то 20 лет рекламная брошюра превратится в полноценный ресторанный гид, а еще через 5 лет лучшие рестораны сначала Франции, а потом и всего мира будут соревноваться за возможность быть там упомянутыми. В 1926 году окончательно сформировалась система «звездности», которую можно расшифровать так: ресторан с одной звездой стоит посетить из-за великолепной кухни. В ресторан с двумя звездами следует заехать, даже если он находится не совсем по пути вашего следования. А уж для ресторана с тремя звездами не грех и предпринять отдельное путешествие: кухня там — отдельное произведение искусства, способное впечатлить даже бывалых гурманов.

Во Франции, на родине справочника, или, как его принято называть, «Красного гида», сформировалась еще одна важная традиция: звезды может быть удостоено только заведение с авторской кухней, то есть в ресторане обязательно должен быть шеф-повар. И, как следствие, звезда закрепляется не только за заведением, но и за кулинарным творцом, поэтому многие повара, переходя из одного ресторана в другой, «уносят» с собой и звезду, и свою славу. Кстати, мишленовскую звезду не так-то легко получить, зато просто потерять. Так что можно быть уверенным: качество блюд отмеченного наградой шеф-повара будет поддерживаться на высочайшем уровне, потому что ни один уважающий себя и свое дело хозяин заведения не допустит потери такой регалии.

Звездный микс

Не трудно догадаться, что самые большие и яркие созвездия сосредоточены в Париже. Но, к радости настоящих гурманов, Петербург теперь тоже отмечен несколькими «звездами». Начать, пожалуй, стоит с великого Алена Дюкасса, который за годы работы открыл три ресторана, каждый из которых удостоился самой высокой наградой — трех звезд. Его заведение в Северной столице – ресторан Mix (Вознесенский пр., 6), располагающийся в «W Hotel». Концепция, по словам самого мэтра, строится вокруг сочетания европейских тенденций и локальных особенностей и, конечно, самых свежих продуктов. Несмотря на то, что сам месье Дюкасс, увы, не остался навсегда в Петербурге, его коллеги и ученики поддерживают кухню на невероятно высоком уровне.

Созвездие Аккорди

Если можно о каком-то месте в Петербурге сказать, что это — средоточие «Мишлена», то это, безусловно, Вознесенский проспект. Ведь прямо напротив заведения Дюкасса творит еще один именитый повар — Андреа Аккорди. Под его началом ресторан «Allegro» в Праге первым в Восточной Европе получил звезду Мишлена, а теперь его кулинарными шедеврами можно наслаждаться в Петербурге сразу в трех ресторанах, которыми он руководит в качестве бренд-шефа: «Чайная гостиная», «Перкорсо» и «Синтохо» (Вознесенский пр., 1). Все они расположены в недавно открывшемся отеле всемирно известной сети Four Seasons, что, кстати, вполне в современном духе: отмеченные «регалиями» рестораны чаще всего располагаются в пятизвездочных отелях, которые хотят поразить и привлечь своих гостей не только выдающимися интерьерами и сервисом, но и первоклассной кухней. Пока у Андреа всего одна мишленовская звезда, но многогранность его таланта прекрасно отражается в умении привнести что-то особенное в любую кухню: рестораны под его руководством специализируются на блюдах европейской, итальянской и азиатской кухни.

Кто первый за звездами?

Чтобы правильно оценить значимость «Гида Мишлен», надо сказать, что звезды выдаются крайне редко — всего один раз в год, поэтому почетно даже просто попасть в справочник. Среди ресторанов нашего города первый в почетной очереди — «Brasserie de Metropole» (Ул. Садовая, 22). После реконструкции ресторан открылся вновь и удивил необычным сочетанием традиций бельгийского паба и помпезного интерьера, и очень скоро стало понятно, что он как нельзя лучше подходит для кулинарных изысков. А предположение о скорой славе связано с участившимися визитами в город и гастрономическими ужинами Эрика Тора, еще одного французского шеф-повара, награжденного аж тремя звездами. Поскольку авторские блюда в его исполнении удается попробовать не всегда, гурманам советуют следить за афишей: возможно, гений кулинарии приедет в Россию уже зимой.


Звезды Мишлена только-только начали появляться на ресторанном небосклоне Петербурга. Но, возможно, это и к лучшему: во-первых, налицо положительные тенденции, а во-вторых, можно успеть воспользоваться моментом и посетить все эти заведения, пока столики в них не надо бронировать за два месяца, как — да-да! — в фешенебельных заведениях Парижа.