Их пути пересеклись в середине 50-х... Молодая актриса, еще сту­дентка ВГИКа Людмила Гурченко приехала в Ленинград на свои первые съемки в фильме Яна Фрида «Дорога правды» на легендарной киносту­дии «Ленфильм». Фраза ее героини «Я не затем сюда приехала, чтобы молчать!» стала судьбоносной. В 2010-м на берегах Невы, куда актриса любила возвращаться, состоялся ее последний концерт. Интервал в 54 года между этими событиями — история любви удивительной женщины и необыкновенного города.

Воспоминания

Эту историю рассказывает открыв­шаяся в Шереметевском дворце вы­ставка «Петербург Людмилы Гур­ченко. Роман длиною в жизнь». Экспозиция занимает три зала. Первый —«наполнен» воспомина­ниями детства и юности Людмилы Марковны. В центре – фотографиче­ская инсталляция: Люся с мамой — снимок 1943 года; рядом – малень­кая Люся с задорным бантом на макушке – улыбка до ушей; здесь и фронтовой портрет отца, и фото­карточки, датированные 1957 годом, когда Людмила Гурченко приехала в родной Харьков уже в ранге зна­менитости, после звездной «Карна­вальной ночи»»... — все они словно парят в воздухе над центральным и самым важным экспонатом — баяном Марка Гавриловича, отца Гурченко. Именно отец был главным челове­ком в жизни актрисы, он научил ее ничего не бояться, внушил ей «абсо­лютную исключительность» и под­сказал выбор будущей профессии, которая, по его мнению, не терпит стеснения, молчания и ожидания.

Cреди экспонатов — аттестат зре­лости будущей актрисы с «тройкой» по физике и «пятеркой» по Консти­туции СССР и УССР, тетрадь с ру­кописью книги «Мое взрослое дет­ство», личные вещи, связанные с Ленинградом-Петербургом (чайная пара ЛФЗ, скульптура Анны Ахмато­вой, сервиз, врученный актрисе на XVI Всесоюзном фестивале в Ленин­граде в 1983 году), уже раритетная пудреница от Кристиана Диора, жемчужные бусы, а также костюм, в котором юная харьковчанка Люся Гурченко приехала в Москву посту­пать во ВГИК. Кстати, именно пер­вый «сценический» костюм стано­вится проводником в следующий зал, ставший ярким и значительным акцентом всей выставки.

Икона стиля

Людмила Гурченко обладала обо­стренным чувством прекрасного, любила окружать себя красивыми вещами, всегда особое внимание уделяла своему гардеробу. Некото­рые называют ее обладательницей безупречного вкуса, другие говорят, что Людмила Марковна порой вы­бирала чересчур экстравагантные вещи, но в одном ей точно нельзя отказать — она была яркой, самобыт­ной, исключительной. Некоторые из ее туалетов невозможно представить на ком-то другом, потому что этот блеск, перья, кружева, шелк, изоби­лие декоративных деталей, казалось, не портили только ее.

Актрису с то­ченой фигурой и сильным характе­ром мечтали видеть в своих нарядах многие известные модельеры. Поэтому среди роскошных туалетов на выставке можно встретить и золо­тистый костюм, украшенный пайет­ками, бусинами Сваровски и аппли­кациями от Валентина Юдашкина, и изысканное черное платье с «об­ручами» на шее и рукавах от мэтра моды Кристиана Диора, и кричащее бежевое платье с изобилием декора от Леонида Гуревича, для которого актриса была главной музой и иде­альной моделью.

Но, пожалуй, все же один ко­стюм следует выделить особо – в конце зала представлен элегант­ный шедевр от Модного дома Та­тьяны Котеговой — жакет и длинная юбка в пол из шерсти цвета экрю. В нем актриса предстала на показе-вечере «Марлен Дитрих». Стиль­ный и изысканый жакет украшает крупная брошь-птица, созданная из черных перьев и обрамленная декоративными камнями, она как-будто олицетворяет образ самой Гурченко — строгой, игривой, многогранной, лиричной и страстной одновременно.

Настоящим открытием для не­которых может стать тот факт, что почти каждый второй из представ­ленных туалетов был создан по эскизам актрисы, доработан или декорирован ею лично: вот красное платье из «рытого» бархата, декор из бисера на манжетах дополнен самой Людмилой Гурченко, а вот тканевые туфли и театральная су­мочка, расшитые руками актрисы. Здесь и изысканные аксессуары, и украшения с удивительными судь­бами — например, брошь, подарен­ная Мстиславам Ростроповичем, золотые серьги Екатерининского времени с удивительной историей...


Петербургская выставка особое внимание уделила работе Гурченко на «Ленфильме», про который сама актриса когда-то сказала: «Здесь впервые в меня поверили как в драмати­ческую актрису, здесь я чувствую себя желанной».


Город, любимый до слез

Завершающий аккорд — третий зал, посвященный самому важному в жизни Людмилы Гурченко — кино. В судьбе каждого артиста есть зна­менательные моменты, есть и труд­ные времена. Людмила Марковна не стала исключением – яркое восхождение в «Карнавальной ночи», непростые, «простойные» 60-е годы, 70-е – комедийные работы в начале и сильные драматические роли в германовских «Двадцати днях без войны» и «Пяти вечерах» Михалкова в конце десятилетия, безусловное признание в 80-е...

Многочисленные афиши, кадры из фильмов, демонстрирующиеся на огромном, во всю стену экране, рассказывают о почти трех десятках ролей, сыгранных на легендарной ленинградской студии. Музыка, ее голос, глаза, улыбка, платье из «Соломенной шляпки» и белый берет из фильма «Двадцать дней без войны»... А на стене — плакат с фрагмен­тами из воспоминаний Людмилы Гурченко о работе на «Ленфильме», о том, как во время представления в Ленинграде картины «Пять вече­ров» режиссер Никита Михалков неожиданно вызвал на сцену актрису: «Надо сказать что-то несентиментальное. Придумать что-то с юмором, с самоиронией... И не­много. Лучше одно. Такое одно, что расскажет о моей связи с Ле­нинградом. Чтобы все улыбнулись. А лучше аплодисменты. ...О уже что-то крутится, вот-вот... А-ай, будь что будет. “Здравствуй, мой люби­мый, родной Ленинград. Колыбель революции и моя!”»

Выставка открыта до 30 ноября.