Название этой выставки, по наследству перешедшее Русскому музею от московской экспозиции, «Искусство как профессия» нельзя назвать преувеличением. Коллекция Майи и Анатолия Беккерман — это не просто хобби, это, если хотите, образ жизни.
Недешево и со вкусом
В Москве, где коллекция Беккерманов была представлена достаточно полно, эта выставка была названа знаковой. Но и для Петербурга, куда приехал «сокращенный вариант» московской экспозиции, «Искусство как профессия» стало событием важным и обязательным к посещению. Если вы, конечно, обладаете устойчивым интересом к русской культуре и отменным вкусом. И это опять не преувеличение: посвятив сорок лет своей коллекции, Анатолий И майя Беккерманы сумели собрать исключительное по своей ценности, а главное, по отменным «вкусовым качествам» собрание. И если уж нью-йоркскую галерею Беккерманов «АБА» называют «форпостом русского художественного присутствия в Америке», то нам, на другой стороне земного шара, есть чем гордиться. Другое дело, что это чувство национальной гордости поддерживают в нас, аборигенах, люди давно покинувшие отечество, но не потерявшие ни родного языка (исключительного по совершенству, кстати!), ни любви к отечественной культуре, ни желания вкладывать в сохранение этой культуры ох какие немалые деньги...
От комиссионки до шедевра
Вкус — результат долгой селекции. Так, любовь к утонченному солнечному Константину Коровину, которая до сих пор для обоих Беккерманов, впервые вспыхнула в душе сына скульптора и будущего американского коллекционера еще в то время, когда он собирался стать простым советским археологом. Именно тогда, выпросив у отца 300 рублей (немалую для 70-х брежневских времен сумму!), Анатолий Беккерман потратил их не на мотоцикл или навороченный велосипед, а именно на первого Коровина — гурзуфский пейзаж художника Беккерман приобрел в комиссионке на Фрунзенской набережной в Москве. Покидая Россию, пришлось расстаться и с этой картиной, однако в 1978 году, попав на свой первый крошечный американский аукцион, Анатолий Беккерман снова безошибочно выбрал самую ценную работу — на сей раз пейзаж Тиффани — и получил свой первый доход на искусстве. Пока чужака в американском культурном пространстве выручило опять-таки безукоризненное чувство художественного вкуса.
Хотя, когда журналисты спрашивают у него, кто именно выбирает работы для коллекции, Анатолий Беккерман, скромно отвечает, что он всего лишь дилер, а выбор всегда осуществляет его супруга — Майя. Что ж, значит, чувство вкуса еще и семейное качество Беккерманов. Во всяком случае, когда дотошные представители СМИ допытываются, с какой из работ коллекции Майя Беккерман не расстанется ни за какие деньги, та отвечает неизменно - «На террасе за чаем» Константина Коровина. И правда, эта работа удивительная: столько света, тепла, солнца, покоя и радости в этой небольшой картине, что иначе как шедевром её и не назовешь. Вторая любимая картина Майи Беккерман - «Человек с быком» Бориса Григорьева — просто гениальная работа мирового уровня.
Да будет свет! И авангард...
В Русский музей на выставку «добрался» солнечный крымский пейзаж Коровина - «Улица в Ялте». Работа замечательная не только по своим художественным качествам, но и по истории. Оказывается, когда-то, великий Федор Шаляпин вынужден был продать эту работу, принадлежавшую ему, чтобы приобрести концертный фрак для выступления. В коллекции Беккерманов, между прочим, есть еще и коровинская работа, где на той же любимой охотинской террасе изображены дочери Шаляпина. А еще у Беккерманов есть несколько восхитительных пейзажей и портретов Коровина, которые суммарно могли бы составить небольшую галерею, посвященную только этому художнику. Это особая любовь Беккерманов.
Хотя сфера их интересов, конечно, шире, и в неё входит, например, малоизвестный в России Давид Бурлюк, представленный на петербургской выставке достаточно полно: это и гротескно-плакатные работы, и отличный живописный авангард (к примеру, «многорукая» японка на «Посадке риса»), и экспрессивные пейзажи, и абстрактные композиции... А также замечательные работы Натальи Гончаровой, неизвестный нам и потому с таким интересом представленный Беккерманами российскому любителю искусства Борис Анисфельд, «вкуснейший» по художественности Ларионов, импрессионистичный Фальк, известный в Петеребурге разве что по ахматовской истории «Поэмы без героя» Сергей Судейкин, безумно интересный и не слишком знакомый нам Александр Богомазов и тревожный Василий Шухаев, а также невероятно любопытный «скульптурно-живописный» Александр Архипенко... Жаль, может, что в Петербурге не представили более полно Бориса Григорьева из коллекции Беккерманов — чего стоят великолепная «Девочка в красном», «Рыбак с крабом» и гениальный «Человек с быком»! Однако монографическая выставка этого художника из музеев и частных коллекций была в Русском музее несколько лет тому назад — будем считать, что наш зритель работами этого мастера обделен не был.
В Россию с любовью?
На любимые журналистами вопросы о стоимости работ коллекционеры, как известно, отвечать не любят. Так же как и предпочитают не распространяться о том, оставят ли что-то из работ в музеях, где они были представлены. Однако об одной из работ, которая будет приобретена у Беккерманов, сотрудники Русского музея все-таки сказали определенно — это тревожный и очень непростой по настроению городской пейзаж Юрия Анненкова «Париж». В этой работе, принадлежащей к серии «безлюдных пейзажей», изображая одно из парижских предместий, художник использует мастихин. Кстати, для большей иллюзии в красочное тесто добавляли мелко просеянный песок, который совершенно необычно передал фактуру разрушенной временем кирпичной кладки.
Что еще из знаменитой коллекции может остаться в петербургском музее, понятное дело, зависит не только от воли коллекционеров, но и от щедрости министерства культуры. У которого, как известно, свои широкие взгляды на искусство. Кстати, на открытии выставки Беккерманов в Петербурге был замечен экс-министр «культурного ведомства» и кавалер «Ордена Почетного легиона» Михаил Швыдкой. Остается только надеяться на то, что это не просто «визит вежливости». А поклонникам русского искусства остается ждать встречи с другими частными коллекциями, знакомство с которыми часто возможно только в рамках временных выставок.
Собрание Максима Кочерова
Одновременно с выставкой коллекции Беккерманов в Русском музее открылась выставка работ из собрания московского коллекционера и библиофила Максима Кочерова. Правда, сам Кочеров называет себя скорее собирателем, а не коллекционером. Действительно, в его собрании есть и русская иконопись, и западноевропейское искусство, и предметы декоративно-прикладного искусства, и собственно книги.
Особенность нынешней выставки заключается в том, что она должна была составить пару экспозиции Беккерманов в Михайловском замке, однако ко времени открытия... большая часть собрания была продана владельцем музеям — например, русские портреты и миниатюры приобрел музей-усадьба «Останкино», а художественное стекло — «Кусково». В Строгановском дворце можно увидеть оставшиеся в собрании работы — иконопись, западноевропейскую живопись, несколько работ декоративно-прикладного искусства.