О том, как бумага стала новым мрамором и как этот материал дал возможность художникам воплотить самые смелые идеи, расскажут более ста экспонатов нового выставочного проекта Русского музея под название «Бумажная скульптура».

Казалось бы, ничего удивительного — скульптура из бумаги, существует же техника оригами, появившаяся чуть ли не одновременно с изобретением самой бумаги. Конечно, все так, но, к счастью, в искусстве еще есть чем, если не удивиться, то хотя бы впечатлиться. Это доказывают шестьдесят авторов, предложивших свои произведения для выставки, которая на днях открылась в Мраморном дворце. Период создания работ — с начала 80-х по сегодняшний день, значительная часть экспонатов изготовлена специально для проекта. Интервал в более, чем тридцать лет позволяет наблюдать процесс эволюции, изменений в мировозрениях и ценностях создателей скульптур.

Между тем выставка с историей — в первый раз она демонстрировалась более 13 лет назад, имела то же название, но значительно меньшее количество экспонатов. Среди нынешних участников выставки, признанные, а также еще только начинающие свой творческий путь, петербургские и московские художники, скульпторы, дизайнеры и графики.

Экспозиция не ограничивается статичными скульптурами, здесь и излюбленные кинетические фигуры, и инсталляции, и видео-проекции. Да и темы порой более, чем злободневные: Газпром, разведенные питерские мосты, женские судьбы, ну и в конце концов, всесильный куриный бульон, сваренный бабушкой.

Вопрос о качестве бумаги как материала для создания скульптур вызывает споры:  с одной стороны, она хрупкая и недолговечная, что уж говорить о хранении и транспортировке объемных бумажных произведений искусства, однако, с другой стороны, материал этот является податливым, способен преображаться, да, и по мнению некоторых, все же долговечен, тут стоит вспомнить хотя бы (!) труды Леонардо да Винчи.

Некоторые конструкции, при кажущейся простоте исполнения, берут своими идеей и названием. Так, московский художник Сергей Катран, участник Московской биеннале современного искусства, сложил витиеватую дугу из небольших настенных календарей с животрепещущими темами «неотложка», «огород» и подобные, назвав получившийся нехитрый арт-объект «Русские горки. Судьба человека». Александр Маслов объединил бесчисленное количество уже упомянутых контейнеров-упаковок из-под яиц, устремив их ввысь, под философским названием «Башня». Андрей Красулин художественно «измучил» картонную коробку, обозначив работу как «Большая разбитая картонная коробка»… а за этим ведь может скрываться целая трагическая история.

Одним из почетных участников выставки стал известный сценограф Александр Шишкин-Хокусай… О, эти чудо механизмы! Хоть похожие объекты уже приходилось видеть на персональной выставке художника и экспозиции Русского музея «Актуальный рисунок», новые работы по-прежнему вызывают детский восторг.

А еще, серию уникальных экспонатов представила Лидия Шульгина, в работах целого десятилетия 90-х, с помощью газетной бумаги, красок и тонких проволочных конструкций оживают библейские сюжеты. Работы филигранные, драматичные и впечатляющие.

Не обошлось на выставке и без техники папье-маше. От, казалось бы, традиционного хрестоматийного в скульптурной практике, но изготовленного из бумаги, и от этого особо ценного, «Торса» Хачатура Белого до работы Аделаиды Пологовой «Две судьбы» проложен тот самый мост, ведущий от классики к авангарду.

Кстати, раз уж речь зашла о мостах, среди запоминающихся экспонатов «Бумажной скульптуры», воздушная инсталляция Надежды Анфаловой «Разводной мост. Белая ночь», красиво, и так, черт возьми, проблемно знакомо.

Последнее о чем скажем, но далеко не последнее, что вы сможете увидеть на выставке — «Белые одежды» Татьяны Баданиной, известной своими графическими работами, объектами и инсталляциями. Поистине изысканные бумажные кимоно и костюмы, создавались автором на протяжении четырех лет, и объединены в единую коллекцию, парящую над одной из стен выставочного пространства в обрамлении света, проникающего изнутри.  

За дальнейшими впечатлениями просим проследовать в Мраморный дворец. Времени еще масса — выставка открыта до 18 августа.