Этой осенью Михайловский театр и всемирно известная марка художественного фарфора Lladró сделали подарок всем ценителям балета: в фойе бельэтажа и каминном зале театра проходит выставка «Фарфор на пуантах: Искусство Lladró в лучших театрах мира».

Об экспозиции, которую составляют около 20 исторических и современных произведений из лимитированных серий на тему балета VashDosug.ru поговорил с президентом марки Росой Льядро.

Как появилась идея выпустить современную серию произведений из фарфора на тему балета?

Балет традиционно является источником вдохновения для семьи Льядро — это совершенно особый вид искусства, сочетающий в себе элегантную пластику, бесчисленное множество эмоций и экспрессию чувств. Первые балерины были созданы собственноручно братьями Льядро в начале 50-х годов. До сих пор тема балета занимает одно из главных мест в каталоге компании, который пополняется новыми изделиями каждый год.

Что послужило источником вдохновения для мастеров?

Безусловно, легендарные балетные постановки, в том числе и российские. Среди наиболее запоминающихся событий — «Русские сезоны» Дягилева в Париже. Создание «Синего бога» и «Жар-птицы» было основано на одноименных произведениях, поставленных в цикле Русских сезонов деятелями русского балета.

По каким критериям отбирались произведения для выставки в Михайловском театре? Как собиралась экспозиция?

Основной критерий, безусловно, это тема балета. Большую часть экспозиции составляют предметы из коллекции музея Lladro, а также изделия лимитированных серий на тему балета. Изделия для выставки подобраны таким образом, чтобы как можно полнее представить все разнообразие стилей и направлений, в которых работают мастера компании — это и классический фарфор в традиционном исполнении, матовый фарфор в более современном звучании, а также излюбленный материал для изображения тела — грес, с его неповторимой палитрой эмалей.

Почему именно Михайловский театр был выбран местом показа коллекции?

После успешного премьерного показа выставки в Большом театре мы решили продемонстрировать экспозицию в Санкт-Петербурге. Михайловский театр был выбран не случайно, этот театр, как и наша компания, сохраняет верность вековым традициям, при этом не чужд и современным тенденциям. Кроме того, определенную роль сыграло и то, что художественный руководитель балетной труппы — знаменитый испанский хореограф — Начо Дуато.

Расскажите, пожалуйста, немного о самых интересных на Ваш взгляд произведениях коллекции.

Экспозицию выставки составляют около двадцати произведений из лимитированных серий. Каждое из них обладает своей историей и по-своему уникально. Например, эксклюзивный декор изделия «Сущность танца» было решено создать специально для нашей выставки, поскольку именно эта скульптура является эмблемой и одной из жемчужин экспозиции. После выставки именно эта фигура в эксклюзивном декоративном исполнении остается в каждом театре на память, как презент от марки. Также мы дарим это изделие выдающимся деятелям балета, так «Сущность танца» была вручена Илзе Лиепа в Большом театре в ноябре 2011 года. «Синий бог» и «Жар-птица» - изделия, которые были изготовлены по мотивам костюмов Льва Бакста скульптором Висенте Мартинесом. «Жар-птица» была специально создана к 100-летию великого русского композитора Игоря Стравинского.

Расскажите о технологии изготовления, представленных на выставке произведений?

Все изделия Lladro производятся исключительно вручную. Сначала собирается исходный материал для воплощения идеи скульптора. Затем, скульптор моделирует его в глине и представляет на суд художественного совета фирмы, причем семья Льядро лично участвуют в этом. Результаты их тайного голосования решают судьбу каждого изделия: если они единодушны, то продолжается тщательная работа над изделием. Два года — это минимальный срок работы мастеров — от появления идеи до ее окончательного воплощения.

После того, как изделия готовы, создается окончательная модель — матрица, в которой отливается их гипсовая копия. Модель разделяют на части, которые должны потом совпасть с абсолютной точностью. Подготовленная заранее каолиновая паста или жидкий фарфор, состав которого держится в секрете, разливается в увлажненные гипсовые формы, которые служат не более 20 раз. Для фигуры среднего размера может понадобиться от 15 до 20 форм, а более сложные изделия состоят порой из 300 деталей. Затем мастера соединяют воедино все детали фигуры. Каждый фрагмент, выходящий из формы, вручную полируется, а детали, имеющие хотя бы малейший дефект, отбраковываются. Только при этом условии можно добиться того, чтобы стыки изделия были не заметны, и оно соответствовало созданному скульптором оригиналу. Затем изделие расписывают натуральными красками и эмалями, которые изготавливаются в собственной лаборатории, а на его основание наносится марка Lladro, гарантирующая качество.

Формы изделий после выпуска уничтожаются, чтобы уже больше никогда не копироваться. Все это позволяет предметам быть действительно неповторимыми.

Ваша компания уделяет большое внимание, в том числе и проведению культурных мероприятий, с чем это связано?

Действительно, Lladro — активный участник культурной и светской жизни. Выставки с нашим участием прошли во Дворце дождей в Венеции, Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Бленхеймском дворце в Вудстоке (Великобритания), Историческом музее Кремля в Москве. В прошлом году выставка «Фарфор на пуантах: Искусство Lladro в лучших театрах мира» с успехом дебютировала в Государственном Академическом Большом театре России. Мы с удовольствием поддерживаем знаковые культурные мероприятия — ведь мы сами являемся частью этого художественного контекста. Убеждена, что произведения искусства идеальным образом воспринимаются именно в артистической среде и художественный театр — прекрасное место для созерцания фарфоровых композиций на тему балета. Сейчас, например, благодаря сотрудничеству с Михайловским театром, коллекционеры и любители художественного фарфора в Санкт-Петербурге смогут не только получить ни с чем не сравнимое удовольствие от балета, но и увидеть творения скульпторов Lladro на эту тему.