В отсутствие большого музея современного искусства Эрмитаж снова открывает двери культовым современным художникам. И хотя заявленный Дэниел Херст не появился в «русском ковчеге», зато состоялся проект с Центром Жоржа Помпиду. А теперь, следом за невероятным Калатравой, к нам прибудут скандальные братья Чепмены.

Апокалипсис уже случился

Давно замечено, что тем, кто посетил выставку Чепменов, дня два не хочется есть, пить, а некоторым – и вообще жить. Во всяком случае жить так, как раньше, уже трудно. Смотреть на разлагающиеся тела (пусть и пластмассовые), невероятных уродов-мутантов (жертв генной инженерии), изувеченные следами тления знаменитые шедевры (на которых прекрасные лица и тела поражены все той же мутацией и разложением) не рекомендуется детям, беременным, людям с нежной психикой (каковых в нашем мире остается все меньше и меньше). Самое страшное – что перед нами не плод больной фантазии, а результат вполне устойчивого убеждения вполне христиан по крещению и абсолютно атеистов и марксистов по мировоззрению: «Апокалипсис уже случился», – сообщают братья Чепмены тем, кто почему-то этого не заметил... И сотворил конец света не кто-то, а сам человек – вершина природы и творение Божье...

Начало

Настоящие имена Диноса и Джейка Чепменов греческие и даже православные – Константинос и Иаковос. Мать – православная уроженка Кипра, отец – преподаватель истории искусств. Братья окончили Лондонский королевский колледж искусств, работали для художников Гилберта и Джорджа. Началом настоящих Чепменов, саркастичных, вызывающих и скандальных, можно считать их обращение к творчеству Гойи. Взяв за образец цикл «Ужасы войны» великого испанца, они создали по его мотивам композицию, состоящую из пластиковых фигурок, расставленных на зеленой травке: реальный ужас Гойи в их работе умышленно превратился в пластиковую бесчувственность, свойственную героям современной жизни. Все, что с целомудренным милосердием недосказано у Гойи, последовательно и жестоко договорено братьями. В эпоху, когда «заголяться» общепринято, демонстрировать можно все. Любимцы Саатчи повсеместно вызывают возмущение фарисеев и ханжей и восторг поклонников современного искусства.

Ад сгорел

И действительно, зачем он, ад, если он уже везде. Однако «Ад» действительно сгорел: так назывался проект Чепменов, представлявший несметное число маленьких пластиковых фашистиков, воюющих с таким же несметным числом маленьких кровоточащих, разлагающихся зомби, с наслаждением пытающих опять же фашистиков. Такой «круговорот ада в природе» – на фоне зелененьких пейзажей и концлагерных интерьеров. И хотя «детям до...» смотреть Чепменов не рекомендуют, однако сами братцы-художники покусились и на святое: не только сделав детей-мутантов героями своих работ, но и создав «Большую книжку-раскраску», где, соединяя точечки, дитя может получить в результате многоглазых зверушек-мутантов – картинки, вполне доступные  глюканутым элэсдэшникам. Мерзко? А чего стесняться? Это ведь «целомудренные» взрослые создали для своих производных ад на земле – так что и деточек давай мечи в ту же преисподнюю! И «Зиготная акселерация», и «Секс и смерть», работы Чепменов, – это вовсе не «попрание святого» и «надругательство над гуманизмом». Это жестокая правда о современном человеке, сделавшем уничтожение и смерть смыслом своей жизни. Генетические уродства, растление, расчленение и разложение – это не патология художественного сознания, а оборотная сторона патологической души современного общества. Вам хочется плакать? А вот Чепменам – жестоко смеяться. В конце концов, древние греки считали, что смех, даже над могилой, освобождает от страха и боли. Так будьте свободны! И не лгите. Хотя бы себе...

Кошмары «русского ковчега»

В общем-то, представить в городе, где знают не понаслышке, что такое ужас войны, серию работ Чепменов из «Ужасов войны», прямо скажем, логично. Если кошмар войны и блокады несколько притуплен сегодня избытком неместного населения, то пока память об ужасе войны быстро и остро восстанавливается. Отвращение, которое вызывают композиции пластмассовых фашистиков, наслаждающихся самопоеданием и самоуничтожением, психологически вполне совместимо с чувством ненависти к этому фашизму. Несколько лет тому назад те же Чепмены, кстати, представили проект, явно исследующий духовные истоки фашизма: 13 оригинальных акварелей несостоявшегося художника, но состоявшегося злодея Адольфа Гитлера они дополнили мотивами хиппи-культуры. Мелочность и бездарность фюрера зазвучала в этих «обработках» выпукло, как никогда. Коллаж «Конец веселья», который братья привозят в Петербург, совершенно определенно напоминает сгоревший «Ад» Чепменов: пластиковые нацистики в стеклянных витринах садистски поедают друг друга, а зритель рассматривает модель ада в миниатюре. И, может быть, чувство тошноты, которое испытывает при этом нормальный человек, излечит кого-то от пристрастия современного человека к жестокости и зверству? Иначе чем мы отличаемся от героев этих витринок? И чем отличается наш мир от ада?