Театр на Васильевском решил отметить День театра необычно — выставкой «ГРИМ-АСЫ», представляющей  уникальные картины, созданные с помощью сценического грима.

Автор этих «театральных масок, застывших на бумаге» — известный в Росси и за рубежом художник Виктор Бердаков. Актер по профессии, Виктор Бердаков увлекся рисованием еще в юности. По признанию художника, на стиль и манеру его работ повлияли фаюмские рисунки — древне-египетские заупокойные живописные портреты. Условность образов, плоскостная графическая живопись — все это в портретах Бердакова оттуда.

Но Виктор Бердаков ни в коем случае не художник по гриму. С помощью рук он наносит грим не на лица актеров, а прямо на бумагу. До Бердакова такую технику использовал только великий при создании оперных образов персонажей, чьи партии он исполнял на сцене.

Образы друзей, литературных героев, персонажей воссоздаются художником Бердюковым заново, преобразуются согласно эстетике эго картин. «Я отсекаю все лишнее в цвете, трансформирую глаза, губы. Ищу в образе суть, гротеск» — признался Бердаков.

Он изображает людей легкими, бестелесными, почти неземные. Искаженные очертания, плавающие лини, мягкие тона делают его героев похожими на инопланетных существ, обитателей иной реальности. Дымка, обвалакивающая мякой пеленой все его работы, роднит Бердакова с идеями театрального символизма начала XX века. Кажется, он тоже хочет выразить невыразимое, познать неизведанную суть, не раскрыть ее, а лишь намеком показать в своих работах.

Картина «Ангел-Хранитель» — яркий пример символистского мировосприятия художника. Грязные, невнятные тона, мякая растушовка, не объекты, а цветовы пятна, превращающиеся в загадочно-юное лицо. Каштановые короткие волосы, чувственные губы, изящные черты лица делают его конкретным характером и абстрактным миражом одновременно. Центром композиции становятся огромные зеленые глаза, полные печали.

К этой условно символисткой, сумрачной линии работ художника, где грим становится похож на пастель, можно отнести картины «Бабушка», «Женщина в синем покрывале», «Вспоминая разрушенную церковь», «Образ мамы. Наваждение» и другие.

Другой пласт творчества Бердакова открывают его гротескные работы — «Императрица Екатерина II. После бани», «Русское импрессио», «Автопортрет с красным помидором у виска». Саркастические, вызывающе яркие, необузданные, они не только эмоционально насыщены, но еще и фактурно выразительны. Грим здесь удивительно просто трансформируется то в масло, то в акварель. Бердаков тонко чувствует его как материал, искусно владеет приемами его «перевоплощения».

Невозможно обойти стороной и портреты-образы литературных героев: «Нина Заречная. Чайка», «Булгаковский Мастер», «Жанн Д'Арк — Вызов», «Шут. Король Лир Шекспира» и множество других. Самым яркий в этом ряду становится образ Наташи Ростовой «Смерть Андрея Болконского». Фронтальный портрет молодой женщины, чье лицо обезображено гримасой скорби и ужаса. Землистые оттенки, трагически изломанные брови, поджатые серые губы резко контрастируют с прозрачными сине-голубыми глазами, полными слез. Ее взглят поглощает зрителя, приковывает внимание к себе. Он квинтесенция тоски и надежды.

Сам художник объясняет замысел такого необычного жанра просто: «Грим существует для того, чтобы из зрительного зала была видна главная эмоция маски – трагическое должно быть бледным, комическое, как минимум, рыжим. Театральный грим на сцене создает образы, которых на самом деле нет. Мои портреты – это театральные маски, застывшие на бумаге,а театр мой – в портретах»...