С 9 ноября по 19 декабря в Санкт-Петербурге будет проходить третья Биеннале музейного дизайна — это международный проект, который проходит с 2014 года. В нем ежегодно принимают участие авторитетные российские и зарубежные дизайнеры, которые совместно с сотрудниками петербургских музеев разрабатывают новые решения для постоянных экспозиций и временных выставок.

В 2018 году в рамках Биеннале будут созданы выставочные проекты в Большом дворце ГМЗ «Петергоф», Шереметевском дворце ­— Музее музыки, Центральном музее связи им. А.С. Попова, Доме-музее Шаляпина, Музее В.В. Набокова, Музее истории фотографии. Также в программе Биеннале новые экспозиции Эрмитажа и недавно открывшиеся постоянные экспозиции петербургских музеев, интересные с точки зрения дизайна:

100 + 10

Шереметевский дворец — Музей музыки
20 сентября 2018 — 23 января 2019

В 2018 году Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства празднует юбилей: 100 + 10 лет. В Шереметевском дворце представлены самые яркие приобретения и дары, полученные музеем в последнее десятилетие. Вместе с сокровищами коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, среди которых рисунки Бакста, Бенуа, Гончаровой, впервые выставляются недавние дары Нины Лобановой-Ростовской из ее личной части коллекции; материалы из архивов Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре; полное собрание костюмов, сделанных Пьером Карденом для Майи Плисецкой; костюмы, пуанты и фотографии современных звезд балета из собрания продюсеров Гаяне и Сергея Данилянов, а также множество других бесценных экспонатов. Немецкие дизайнеры Уве Брюкнер и Ульрике Шлемм разработали сценографию выставки и искусно внедрили многочисленные новые коллекции и приобретения в залы постоянной экспозиции.

Филателия как искусство

Центральный музей связи имени А.С. Попова
9 октября — 19 декабря 2018

В чем заключается специфика работы художника-миниатюриста над маркой, чьи портреты и какие сюжеты появлялись на марках в России и СССР в разные годы, насколько эффективно государство использовало марки как инструмент агитации — об этом рассказывают шесть разделов выставки. Представлены марки знаменитой «Романовской серии», в создании которой участвовали Иван Билибин, Евгений Лансере и Рихард Зарриньш, работы выдающегося художника-карикатуриста Иосифа Ганфа, произведения Ивана Дубасова, несколько десятилетий исполнявшего обязанности Главного художника Госзнака, дореволюционные благотворительные марки, советские марки, посвященные покорению космоса и исследованию Антарктики, а также многие другие раритеты. Норвежские дизайнеры Гордон Райн и Мортен Торгерсен (бюро Expology, Норвегия) передают свое восхищение от богатой музейной коллекции марок через игру с масштабом и минималистичный дизайн.

Линия горизонта

Музей истории фотографии
9 ноября — 19 декабря 2018

Выставка рассказывает о зарождении в России концептуальной фотографии, о том, как в Петербурге 1990-х годов традиционные мастера становились концептуальными художниками, находили новый язык, конструировали не только изображение, но и самого автора фотографии. На выставке представлены реконструкции проектов группы «ТАК», а также архивные материалы из фондов музея. Отталкиваясь от названия выставки, молодые петербургские архитекторы (архитектурное бюро NERPA) создали аскетичное черно-белое пространство, пронизанное «линией горизонта».

Шаляпин. ХМАТ

Дом-музей Ф.И. Шаляпина
9 ноября — 9 декабря 2018

Выставка «Школы молодого художника» Фонда «ПРО АРТЕ» в Доме-музее Ф.И. Шаляпина подводит итоги учебного курса, который в 2018 году курировала художник, скульптор, дизайнер выставочных пространств Катя Бочавар. Формат выставки — художественный междисциплинарный анти-театр или «ХМАТ». Молодые художники исследуют личность Шаляпина и его наследие, феномен памяти и феномен «героя», сам музей, его пространства и историю. Все работы созданы специально для музея. В музейных залах пройдут перформансы, появятся пространственные, звуковые и световые инсталляции, видеоарт, графика.

Здесь был дом

Музей В.В. Набокова СПбГУ
9 ноября — 19 декабря 2018

Революционные события заставили семью Набоковых уехать из дома на Большой Морской улице и больше в Россию писатель не возвращался. Этот особняк, по словам Набокова, остался для него «единственным в мире домом». Ни в одной стране, где писатель жил в годы эмиграции, он собственного дома не имел. Незначительные вещицы, связанные с родным домом, приобретают в текстах Набокова особую ценность, овеянную воспоминаниями и личными переживаниями. Молодые петербургские дизайнеры (Группа Х) создали из предметов, оставшихся от бывшей обстановки особняка — бытовых вещей, кусков тканевой обивки, кирпичей, гвоздей, детских игрушек — инсталляцию, которая переносит зрителя в «покинутую комнату». Эти предметы, странным образом доставшиеся нам в наследство от писателя, сохраненные и оберегаемые музеем, дополнены цитатами из произведений Набокова.

Голландский домик: сны Петра Великого

ГМЗ «Петергоф», Большой дворец
1 декабря 2018 ­­— январь 2019

Петр I имел привычку записывать свои сновидения самостоятельно или диктовать их секретарю. Сны великого реформатора курьезны, драматичны, полны эмблем и аллегорий, ключ к которым — культура барокко и философские учения начала XVIII века. В череде витиеватых сюжетов встречаются голландские мотивы и образы Амстердама, а за фантастической обстановкой угадываются думы и стремления Петра бодрствующего. Сюрреалистические образы в экспозиции фиксируют события и объекты, которые мог бы увидеть во сне великий реформатор. Мемориальные вещи Петра Великого, созвучные теме «сна и пробуждения», связывают реальный мир с миром воображаемым. Отправной точкой для размышлений кураторов выставки стал петергофский Монплезир — любимый «голландский домик» Петра, а датский дизайнер Арне Кворнинг облек их мысли в материальную форму и сконструировал серию «павильонов сна».

Образовательная программа Биеннале включает лекции и мастер-классы. Ведущие мировые дизайнеры и архитекторы будет выступать в лектории Главного штаба Эрмитажа с бесплатными лекциями.

Ближайшие лекции:

  • 29 октября в 19:00 — Катя Бочавар, дизайнер, куратор, экспозиционер (Москва).
  • 19 ноября в 19:00 — Аки Хоаси (Aki Hoashi), глава международного отдела Художественного музея Йокогамы, главный менеджер Йокогамской триеннале современного искусства (Япония).
  • 26 ноября в 19:00 — Кай Картио (Kai Kartio), директор музея Amos Rex и Асмо Яакси (Asmo Jaaksi), архитектор, архитектурное бюро JKMM (Финляндия).


Входна лекции бесплатный по предварительной регистрации (регистрация открывается за неделю до события): https://proarte.timepad.ru/