12 февраля в Академической капелле с программой «SOLO» выступит популярный кубинский джазовый пианист Роберто Фонсека.

Роберто Фонсека занимается музыкой с самого детства, начав с ударных инструментов (ударником был и его отец), а потом — сосредоточившись на фортепиано. Первые пьесы написал в возрасте 14 лет, черпая вдохновение, по собственным воспоминаниям, у Херби Хэнкока (много позже великий Хэрби сам позвонит Фонсеке с приглашением выступить в одном концерте), Кейта Джарретта. В 15 лет начал выступать как пианист, учился в Высшем институте искусств Гаваны (Instituto Superior de Arte), в 24 года выпустил первый сольный альбом (Tiene Que Ver, 1999). Особого упоминания заслуживает участие (с 2001 года) Роберто Фонсеки в детище американского музыканта Рая Кудера Buena Vista Social Club, — проекте, объединившем ряд легендарных кубинских джазовых музыкантов, чей пик популярности пришелся на 1950-е годы; многих из них, в том числе певца Ибраима Феррера (с которым в Buena Vista будет играть Фонсека), Кудер вытащил буквально из забвения. В первое десятилетие нового тысячелетия Фонсека выпустил несколько новых альбомов, много и разнообразно гастролировал, одна из его записей была отобрана для саундтрека голливудского фильма «Хэнкок» (вопреки названию, никакого отношения к джазу и пианисту Херби Хэнкоку боевик не имеет).

Фонсека принадлежит к той части джазовых музыкантов, чьи записи (а это не менее семи альбомов, выпущенных под своим именем и около двух десятков альбомов «коллаборативного» участия, в том числе в проекте Buena Vista Social Club, где Фонсека заменил скончавшегося пианиста Рубена Гонсалеса) не отражают должного впечатления, которое может подарить концертное, живое исполнение — в записях утрачивается та магия вербального, визуального, и, конечно, музыкального общения с залом, волшебство живого отклика музыканта (музыкантов), который и обусловливает недетерменированные детали (собственно импровизационные элементы), не в полной мере передаются очарование и индивидуальность, токи и флюиды, посыл. Но и его концертные выступления дарят не столько бешеную энергетику и драйв, сколько из ряда характерных элементов выстраивают яркие выпуклые образы, в которых легко угадываются танцевальные прототипы; или передают томную атмосферу, особое состояние изнеженности, вызванное горячим воздухом, выгоревшей на солнце кубинской земли, и, наверное, ленивым потягиванием чего-нибудь вроде мохито или Сuba Libre, где-то в предвечерней тени на одной из бесчисленных улочек Гаваны. Здесь следует ждать не особого лиризма босса-новы (это совсем другой жанр) или, к примеру, выразительной глубины изломанных мелодических линий, присущей скандинавским джазовым пианистам, но погружения в немного отстраненную и сдержанную атмосферу, где всякая чувствительность оказывается пресеченной, столкнувшись с неумолимостью остинатно повторяющихся ритмических танцевальных фигур.

Кубинец играет в разных стилях, вращаясь вокруг афро-кубинского джаза, латинского джаза, сальсы, проходя по касательной еще пару-тройку направлений, выводя поклоны космополитичному мейнстриму, захватывая африканский фольклор (интерес Фонсеки к исконной Африке достаточно серьезен и отражен в разных аспектах — композициях, названиях, выборе инструментов) и возвращаясь к узнаваемому кубинскому звуку. Игру пианиста отличает безупречное чувство ритма (оно еще более выражено в эпизодах, где рояль трактуется как ударный инструмент), отточенный характер, лавирование между стилями и экономность выразительных средств, приводящая к точному отражению собственных намерений.

Начинающим фонсековедам можно порекомендовать послушать: диск 2001 года «No Limit», своеобразная энциклопедия, основанная на наиболее характерных жанрах афро-кубинского стиля (а у каждой композиции, помимо названия, указан еще и ее жанр — болеро, сон-монтуно, гуагуанко и др.); интеллигентно-аккуратный, местами сентиментальный диск 2009 года «Akokan» («Сердце», «От сердца», — в переводе с нигерийского языка йоруба; «послами» культуры народа йоруба для всего мира были такие известные нигерийские писатели, как нобелевский лауреат Воле Шойинка и сказочник Амос Тутуола). Порекомендуем также, пожалуй, наиболее оригинальный, номинировавшийся на «Грэмми» альбом 2012 года «yo» (обе строчные буквы: не рэперское «Yo!», а испанское местоимение «я»), где нашли свое достойное место эксперименты по смешению элементов джаза и хип-хопа, звучание электроники и редких народных инструментов, африканские мотивы и, по выражению музыканта, путешествие к своим корням.

Для кубопоклонников, которых и в нашем городе немало, очередной приезд Фонсеки не должен пройти незамеченным (пианист много выступал в России; последний раз — в декабре 2014-го, где на концерте в Москве он аккомпанировал одной из самых известных кубинских певиц — опытнейшей Омаре Портуондо). «Своей музыкой я пытаюсь покорить сердце слушателя, сделать его счастливее», — говорит Роберто Фонсека. Насчет покорения сердца можно поспорить, учитывая сдержанные и не слишком эмоциональные композиции кубинца, но счастливее сделать слушателей пианист способен. Проверено.