В Академической капелле Санкт-Петербурга с 30 января по 1 февраля пройдет выставка фортепиано «Yamaha Piano Fair» 2015.

Выставка пройдет в фойе Капеллы, где будут представлены модели цифровых и акустических клавишных инструментов компании «Ямаха». К выставке будет приурочен концерт молодых исполнителей «Звезды Yamaha в Капелле Санкт-Петербурга» (31 января, 19:00), а также мастер-классы (30 и 31 января) и — центральное событие — сольный концерт (1 февраля, 19:00) Джерома Роуза, опытнейшего американского пианиста и профессора нью-йоркской консерватории «Маннес-колледж — Новая школа музыки», в числе выпускников которой — многие, получившие международное признание музыканты: пианист Мюррей Перайя, пианист и дирижер Чон Мён Хун, скрипачка Лара Джон, композитор Джордж Рокберг и другие.

Джером Роуз (р. 1938) — пианист из клиберновского поколения, начавший играть на пианино в три с половиной года, затем учившийся у лос-анджелесского пианиста Марвина Маазеля (дяди дирижера Лорина Маазеля), пианистов Адольфа Баллера (знаменитого по работе с Менухиным в качестве концертмейстера), Леонарда Шура (в свою очередь, ученика Шнабеля) и Рудольфа Серкина (одного из выдающихся американских пианистов ХХ века, чьи годы обучения и первые выступления прошли в Вене и Берлине). Выпускник Маннес-колледжа и Джульярдской школы, Роуз — фигура для современного американского пианизма и типичная, и примечательная одновременно своей кристальной консервативностью, укорененностью в немецко-австрийскую пианистическую традицию.

В своих интерпретациях Роуз предстает отлично технически подготовленным пианистом, умеренным, не старающимся поразить слушателя сильными контрастами музыкантом скорее холодного трезвого рассудка, чем пылким романтиком, бросающимся «в омут с головой». В то же время выступления Роуза не чужды некоторой театральности (так, один из концертов с музыкой Листа пианист дал в полутемном зале), и сам пианист отмечал, что визуальный аспект представления тоже важен. Основу репертуара пианиста составляет фортепианная музыка XIX века — Лист (считающийся наиболее удачным у пианиста и понимаемый Роузом как серьезный фортепианный композитор, не терпящий излишне свободного обращения к тексту), Шуман, Шопен, Бетховен. В числе записей Роуза — и известные фортепианные произведения уже упоминавшихся Листа, Шопена, Бетховена, Шуберта, Шумана, но также музыка Брамса и сочинения подзабытых ныне композиторов виртуозной эпохи Фердинанда Хиллера (1811-1885), Роберта Фолькмана (1815-1853). Часто называемый «Последним романтиком нашего века» (определение «последний романтик» вообще очень затаскано в популярной прессе), Роуз может быть с тем же успехом назван и «последним классиком», так как при всем романтическом репертуаре, по мировоззрению Роуз скорее классик, у которого все дозированно, в меру предсказуемо, и нет понимания фортепианной игры как виртуозного вызова, дьявольского состязания, в котором исход не предрешен (то, чем отличались романтические виртуозы): наоборот, Роуз говорит, что фортепианное исполнительство — «это как Бродвейское шоу, которое повторяется каждую ночь для разной аудитории», и пианист «должен попадать в цель каждую ночь».

Блестящий пианист, Роуз, хотя и будучи востребован как солист, но, не захотев быть зависимым (по его собственным словам) «от критиков, менеджеров и дирижеров», отказавшийся от активной концертной деятельности в пользу стабильности и предсказуемости карьеры в фортепианной педагогике: помимо постоянной работы в Маннес-колледже Роуз дает мастер-классы в разных уголках света, он также член жюри ряда фортепианных конкурсов.

К сожалению, в программе сольного концерта Роуза в Петербурге не заявлены сочинения Бетховена — композитора, который традиционно интересен в интерпретациях Джерома Роуза (специалистом по Бетховену был и Рудольф Серкин), но зато в программе есть пьесы Листа, которого Роуз играет наиболее эффектно: «Долина Обермана», «Сонет Петрарки» № 47 и «Траурное шествие». Еще в петербургском концерте в исполнении Джерома Роуза прозвучат рапсодия Брамса Ми-бемоль мажор op. 119 № 4 и одна из последних сонат Шуберта — большая четырехчастная соната Ля мажор D.959 Шуберта (кстати, она была записана в числе трех последних сонат композитора на диске Роуза, и Presto в финале которой в его исполнении критики отмечали как «чудо четкости и ясности»).