Концертные залы и сценические площадки Петербурга подготовили для своих слушателей целую россыпь интересных концертов в различных жанрах, которые можно посетить в новогодние каникулы 2015 года.

Так, в эстонской церкви Яани кирик 2 января в рамках Рождественского фестиваля «GRATULARI» («Поздравление») пройдет концерт колокольных звонов. Эстонский ансамбль «Кампанелли» (художественный руководитель — Инна Лай) даст программу из популярных классических и не только произведений в обработке для английских ручных хроматических колоколов. Похожая на священнодействие игра на колоколах вкупе с их волшебным плывущим звуком, мягко растекающимся по храмовому пространству настроит на мечтательный лад и унесет в царство красоты и гармонии.

3 января в Яани кирик в рамках все того же фестиваля «GRATULARI» выступит Мужской вокальный ансамбль «Благовест» (руководитель — Сергей Агранович) из Минска, созданный в 2007 году, и основу чьего репертуара составляет церковная музыка. Для концерта в Петербурге коллектив выбрал рождественские колядки и народные песни.

А 7 января года в Шведской евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины (Малая Конюшенная, 1; 18:00) тоже можно будет услышать английские ручные колокола: в исполнении оркестра английских ручных колоколов и хора «Аллилуйя» (Санкт-Петербург, художественный руководитель Владимир Кашалаба) прозвучат рождественские мелодии зарубежных и русских композиторов. Кстати, на этот концерт вход свободный.

В Государственной академической капелле начало января будет отмечено пестротой стилей и жанров, в которых пройдут мероприятия: начиная от выступления Петра Мамонова (2 января) и моноспектаклей/литературных вечеров Александра Филиппенко (4, 5 января), известного многочисленными выступлениями на эстраде, до музыкальных концертов crossover-направления (например, вечер дуэта Виталий Погосян (дудук) и Алексей Бараков (аккордеон) с программой «Совершенно над этим миром», в Камерном зале 6 января) и «ординарных» классических концертов, из которых наиболее ярким обещает быть выступление Духового квинтета Большого театра России (6 января, 19:00) с программой «Рождественский сувенир», где московские музыканты сыграют оригинальные произведения и переложения сочинений П. Чайковского, М. Глинки, Дж. Гершвина, Н. Попова («Карнавал животных и насекомых» и другие пьесы). Негласным лидером квинтета можно назвать, пожалуй, флейтиста и саксофониста Николая Попова, для которого Петербург — родной город. В концерте принимает участие Наталья Фролова (фортепиано).

В Филармонии каждый день новогодних каникул будет отмечен несколькими концертами, среди которых отметим особо:

два концерта джазовой музыки: выступление Давида Голощекина в первый день года и Сергея Жилина совместно с «Фонограф- джаз-бэндом» 2 января со сдвоенной программой «Джаз на двоих»/«Упоение джазом»

детскую новогоднюю елку «Тайна Синей Птицы. Новогоднее представление для детей», мюзикла Ольги и Андрея Петровых в исполнении труппы музыкально-драматического театра «Синяя птица» (2-4 января)

вечер музыки голливудских блокбастеров «Голливуд в новогоднем Петербурге» (3 января; играет симфонический оркестр «Singolo Orchestra», дирижер — Антон Гаккель), в программе которого хиты из «Титаника», «Индианы Джонса», «Властелина колец», «Джеймса Бонда» и других. Упущением кажется отсутствие в треклисте музыки из «Звездных войн», но есть надежда, что нетленные мелодии и ритмы из звездной саги припасены для бисов.

Среди серьезных концертов в Филармонии выделим сольное выступление пианиста Павла Егорова (4 января, БЗФ), с программой из произведений Гайдна, Шопена, Бетховена, Шумана (по музыке двух последних Егоров считается специалистом). Особый интерес могут представлять также включенные в программу пьесы немецкого композитора Теодора Делера (1814-1856), современника знаменитых композиторов-пианистов XIX века, бывшего супругом графини Елизаветы Шереметевой и долгое время жившего в Петербурге.

7 и 9 января петербуржцы смогут услышать вьетнамского пианиста Данг Тхай Шона, в прошлом — ученика Дмитрия Башкирова, лауреата первой премии Десятого международного конкурса им. Шопена в Варшаве, а ныне — канадского жителя, профессора университета Монреаля и владельца весьма обширной дискографии, львиное место в которой занимают произведения Фридерика Шопена, но также представлены и такие композиторы, как Моцарт, Равель, Дебюсси, Чайковский и другие. Данг Тхай Шон в Петербурге выступит с весьма стильной программой в сольном концерте (7 января), где помимо трех шопеновских ноктюрнов и «Танцев Давидсбюндлеров» Шумана, большое место отдается изысканным равелевским пьесам («Благородные и сентиментальные вальсы», «Сонатина», «Игра воды», «Вальс»). Во втором концерте (9 января) пианист исполнит сольную фортепианную партию в концерте для фортепиано с оркестром Роберта Шумана (концерт пройдет в рамках 2 абонемента «Чайковский. Шесть встреч»; также в программе — увертюра «Манфред» Шумана и симфония «Манфред» Чайковского; дирижер — Александр Титов).

Самым познавательным из филармонических концертов начала января обещает стать новогодний фольклорный концерт «Зажигаем в хороводе! Путешествие в Лапландию и в Эльфляндию» (6 января, МЗФ, 15:00), в котором слушатели смогут услышать звучание, а также посмотреть, как выглядят такие инструменты, как кантеле, йоухикко, калюка, варган, кахон, бузуки, циттерн, бауран и другие. Выступают фолк-группа «Корела» (Илья Доброхотов, Сергей Хачатрян, Роман Стансков, Елена Ведайко), специализирующийся на традиционной скандинавской и финно-угорской инструментальной музыке и фолк-группа «Celtic City Experience» (Елена Каскевич, Алексей Скосырев, Джоэль Кенни, Вадим Вайнштейн), основу репертуара которой составляет ирландская и шотландская музыка в современных обработках. Концерт рассчитан на самую юную аудиторию (0+), ведущая концерта — лектор-музыковед Елена Попова. Мероприятие пройдет при участии школы ирландского танца «MIRKWOOD», школы шотландского танца «SHIEHALLION», клуба скандинавских танцев «DANSLEIKARI», представители которых, надо полагать, будут танцевать…

На концертных площадках Мариинского театра программа в новогодние каникулы более скромная (акцент делается, конечно, на спектаклях музыкального театра), но и здесь для поклонников чистой музыки можно найти пару-тройку мероприятий, могущих заинтересовать меломана и выгнать его из дома.

6 января выступает Полина Осетинская (фортепиано). Скандальная пианистка представит программу, посвященную рождественской духовной тематике. В концерте прозвучат пять пьес Ференца Листа из цикла «Рождественская елка», цикл Сергея Ляпунова «Святки», праздничные миниатюры Франсиса Пуленка, Владимира Ребикова (непременный вставной вальс из совсем непраздничной визионерской «Елки»), Петра Чайковского, а также хорал И.-С. Баха и «Новогодняя музыка» Георгса Пелециса — в-общем, всего понемногу и в меру парадоксально, как это часто и бывает в программах Осетинской.

7 января на сцене Мариинского-2 прозвучит Вторая симфония (иногда называемая еще Симфония «Воскресение») Густава Малера, большое пятичастное полотно, которое композитор писал несколько лет и в котором Малер впервые вводит хор (или шире, — вокальное слово, впоследствии спутник ряда других его симфоний). В значительной мере Вторая симфония Малера является продолжением Первой, в том смысле, что здесь действующим лицом является «главный герой» Первой симфонии. Однако, при всей очевидной возросшей сложности — как технической музыкальной, так и сложности философской проблематики, вероятно, в этой симфонии Малер не нашел еще тех пропорций и тех законов, которые откроются ему в последующих крупных симфониях, в связи с чем Вторая симфония остается немного в тени Первой, Пятой, Шестой, Девятой… Исполнители: Анастасия Калагина (сопрано), Юлия Маточкина (меццо-сопрано), хор и симфонический оркестр Мариинского театра, главный хормейстер — Андрей Петренко.

7 января в Концертном зале Мариинского театра выступят Алексей Володин и Квартет им. А. П. Бородина с программой, состоящей из фортепианных квинтетов Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака. Квартет имени Бородина по праву можно назвать одним из лучших ансамблей такого плана в России, коллектив со многолетней историей (основан в 1945 г.), в числе участников которого были такие известные исполнители, как Мстислав Ростропович и Рудольф Баршай, квартет, сотрудничавший со Святославом Рихтером и Дмитрием Шостаковичем (можно сказать, именно этот ансамбль своими образцовыми исполнениями вывел квартетные опусы Шостаковича в «высшую лигу» квартетного искусства, создав эталон исполнения и образцы для подражания для многих мировых квартетов) — занимает особое место в истории квартетного жанра и камерном исполнительстве нашей страны. Возможно услышать квартет вживую — это возможность увидеть и прочувствовать «химию» и слаженность ансамблевого исполнительства экстра-класса. Приглашенным партнером к квартету выступит Алексей Володин – известный пианист родом из Ленинграда, учившийся у Элисо Вирсаладзе в Москве, а сейчас проживающий в Испании, победитель конкурса пианистов им. Гезы Анды и один из крупнейших российских пианистов среднего поколения. Несмотря на множество гастролей по всему миру традиционно много Володин играет в России (в том числе на площадках Мариинского театра).