7 декабря в Малом зале филармонии выступит хорошо знакомый отечественному слушателю, частый гость в Петербурге эстонский ансамбль старинной музыки «Hortus Musicus» (что в переводе с латыни значит «Музыкальный сад»).

На сей раз ансамбль привезет программу «Горячие южные ветры. Музыкальные цветы», в которой будут объединены традиционная музыка Ближнего Востока, Египта, Марокко и барочная итальянская музыка («От Монтеверди до Корелли»).

Ансамбль «Hortus Musicus» был создан молодым скрипачом Андресом Мустоненом в 1972 году, тогда еще студентом советской таллинской консерватории. Ввиду своей оригинальности и нестандартного репертуара, а также высокого исполнительского мастерства ансамбль быстро выдвинулся в первый ряд среди небольших союзных коллективов, и начиная еще с середины 1970-х много и успешно записывался (до 1991-го года — на «Мелодии»). «Hortus» (наряду с «Мадригалом», основанным Андреем Волконским, ансамблем «Академия старинной музыки», основанным Татьяной Гринденко), был одним из первых и немногих ансамблей, исполнявших старинную музыку в СССР, и, также, как два других вышеупомянутых коллектива, был тесно связан с кругом новой музыки (конечно, в этой связи нельзя не упомянуть созданный в 1960-х Ленинградский оркестр старинной и современной музыки, но, возможно, менее радикальный и более официальный).

Исповедуемый, в том числе, ансамблем «Hortus Musicus», принцип сочетания старинной и современной авангардной/поставангардной музыки (в правильных пропорциях и часто надлежащем сценическом оформлении) был весьма действенным и художественно выигрышным. Когда-то казавшийся передовым, сейчас этот принцип, конечно, — чуть ли не общее место, и можно вспомнить и назвать множество программ и дисков исполнителей самых разных жанров — академических, джазовых, фольклорных, также сочинений современных композиторов, где подобный принцип (столкновение заведомо несхожих явлений: говорим ли мы о чередовании старинной и современной музыки, или сочинений Баха и африканского фольклора, неважно) обильно эксплуатируется.

Еще можно добавить, что в направлении «вперед в прошлое» шла и часть современных советских и постсоветских композиторов (которых можно отнести к минималистскому направлению): сделав шаг навстречу архаике, они начали писать «новую старинную музыку», или музыку, предназначенную для исполнения на старинных инструментах. Возможно, в этом сказалось и влияние ансамбля «Hortus Musicus» (по крайней мере, в отношении музыки эстонца Арво Пярта это можно сказать определенно).

Надо сказать, что оба репертуарных направления — и старинная музыка, и прогрессивная новая музыка в значительной мере были не в почете у советского бюрократического аппарата, поэтому многие советские музыканты, переключившись на современную и/или старинную музыку, таким образом, высказывали политическую позицию. Андрей Волконский говорил: «Я считал, что мое дело бороться музыкой, и уже играть на клавесине было в каком-то смысле идеологической диверсией». Насколько политический жест был важен для участников «Хортуса»? Думается, не слишком: кажется, они в большей мере были очарованы собственно старинным искусством и старались донести до слушателя некие художественные идеи, нежели публицистические.

Несмотря на солидную историю и статус, музыканты «Hortus musicus» и сейчас не позволяют себе почивать на лаврах: активно концертируют (прежде всего, в родной Эстонии, где являются предметом особой гордости, одним из символов современной эстонской культуры), стабильно почти в каждом месяце давая по несколько концертов (так, например, только в декабре в Таллине у них запланированы концерты 5-го, 6-го, 19-го, 20-го, 21-го, 27-го, 28-го и даже 31-го числа), много записываются (в числе последних релизов — участие в записи сочинений эстонского композитора Хелены Тульве для ее монографического диска «Arboles lloran por lluvia»/«Деревья плачут о дожде» звукозаписывающей компании ECM).

Выступления «Hortus Musicus», также, как и концерты лучших европейских ансамблей — это не только приятное путешествие для слуха, но и живые сценичные действа, в которых из деталей, частностей — музыки, костюмов, движения, выбора произведений — создается цельная, почти театрализованная концепция. Старинная музыка в исполнении ансамбля — эмоциональна, увлекательна и современна, лишена какого-то даже самого минимального нафталинового налета, подкупает своей свежестью и здоровьем (чего точно не скажешь о времени, в котором она писалась), а в выступлениях «Hortus Musicus» можно почувствовать энергетику и раскрепощенность рок-группы, сочетающуюся с высоким профессионализмом академических музыкантов и слаженностью точного механизма. Словом, сегодняшним петербуржцам повезло быть современниками и жить в непосредственной близости от этого дивного музыкального сада. «Мы хотим передать ощущение жизни», говорит Андрес Мустонен. Это им удается.