16 июля в Концертном зале Яани Кирик выступит японская перкуссионистка Кунико Като.

Перкуссионист — очень общее название для музыкантов, играющих на разнообразных ударных инструментах, существующих в мире. Обычно в связи со словом перкуссионист в мозгу всплывает картинка какого-нибудь жизнелюбивого растаманского персонажа в растянутой вязаной шапочке на копне дред, неуловимо родственного Бобу Марли, увлеченно похлопывающего по разнокалиберным деревянным барабанчикам. Что-то сугубо клубного формата, но с заметной отсылкой к солнечной свободе Карибского бассейна. Однако перкуссионист может играть и на вибрафоне, ксилофоне, маримбе и иже с ними — вполне сложных, многооктавного диапазона инструментах, требующих сурового академического образования.

Кунико Като как раз музыкант академический. Она закончила консерваторию в Токио, а потом доучивалась в роттердамской консерватории, всерьез включена в европейскую авангардную музыкальную культуру и играет много современной академической музыки, что с радостями вхождения в транс путем ритмических композиций вроде бы не очень сочетается. Хотя в данном конкретном случае сочетается вполне. Тут надо понять, что такое ударные для Японии.

Ударные для японцев так и остались связаны с синтоизмом и даже на концертах все еще заметна эта ритуальная функция — в театрализованности жестов и почти танцевальных движениях, в принципе связи со слушателями, для которых это тоже не очень концерт, а скорее соучастие в каком-то созидательном обряде. Выступления групп барабанщиков на тайко (общее название японских барабанов), которые в сценическом варианте появились где-то в 70-х годах, это один из национальных символов Японии — не только для туристов, но и для самих японцев тоже. И вот эта часть национального менталитета для Кунико Като никуда не исчезла, несмотря на то, что она-то в основном играет на маримбе, инструменте совсем другой культуры и других возможностей.

На ее концертах визуальная часть не менее важна, чем у исполнителей на тайко, она пританцовывает, вздымает руки горé, замирает в выразительных паузах, как в стоп-кадре, или разражается вдруг экстатическими взрывами движений, в которых мелькание рук, палочек, волос сливается в какой-то размытый фейерверк. При том, ей заметно ближе та часть современной классики, где есть медитативность, бесконечная игра перетекающих друг в друга гармоний, минимализм мелодики — что по эмоциональному воздействию близко к музыке синтоистов. Благодаря тембральным и конструктивным особенностям маримбы тут открываются какие-то бесконечные возможности сопряжения ритма и звуков, отзвуков, эха, и Като пользуется этим со знанием дела и очень «вкусно». На концерте в Яани Кирик из этого направления перкуссионистка будет играть Стива Райха и Арво Пярта, собственные композиции, а также Баха, который и так пребывает в нирване или где-то в непосредственной близости от Источника всего сущего, независимо от того, кто и на каких инструментах пытается передать божественную гармонию его полифонии.