27 июня в Концертном зале Мариинского театра состоится концерт французского вокально-инструментального ансамбля Les Arts Florissants с программой сочинений Жана-Филлипа Рамо «Арии и танцы: вечер в салоне Ла Пуплиньера».

Мода на барочное исполнительство, которая еще лет десять-пятнадцать назад будоражила музыкальные круги консервативного Петербурга, тихонько спала, принеся неожиданные плоды. С одной стороны, в городе постоянно возникают небольшие концерты жизнерадостной самодеятельности, называющей себя барочными ансамблями, которые заняли место выжитых заграницу, либо в Москву профессиональных ансамблей старинной музыки. С другой, как ни странно, европейские барочные коллективы постепенно закрепились в сознании серьезных музыкальных функционеров как что-то само собой разумеющееся и стали регулярно появляться на крупных фестивалях. Одним из таковых стал французский Les Arts Florissants, выступающий в рамках «Звезд белых ночей».

Один из пионеров аутентичного движения, ансамбль существует с 1979 года и все эти тридцать с лишним лет так и руководим своим создателем, клавесинистом Уильямом Кристи. Причем, если в основном руководители царят над своими детищами до конца своих дней, то Кристи планомерно воспитывает себе смену: у Les Arts Florissants есть еще два дирижера, а Кристи последние годы ограничивает себя только общим руководством. Симпатичное решение, в порядке вещей для крупных оркестров, но не для камерных ансамблей. В Петербург приезжает Джонатан Коэн — английский дирижер, младший из этого триумвирата.

Ансамбль изначально был ориентирован на некоторую театральность, которая и свойственна, конечно, барокко — собственно, название коллектив получил по своей первой постановке небольшой оперы Шарпантье «Цветущие искусства». Этот интерес и есть главная изюминка и, по прошествии лет, главная заслуга Кристи и его компании: с них начинается история реконструкций барочных опер в Европе и в целом музыкально-театрального барокко, в котором вариантов театральных развлечений с музыкой, пением и танцами было ничуть не меньше, чем сейчас. Таких программ у ансамбля много, солидная часть его дискографии это DVD с операми и балетами XVII-XVIII веков, поставленными и исполненными не в нашем современном понимании театрального спектакля, а именно так, как это делалось при жизни композиторов, то есть в виде разового светского развлечения.

Поскольку в этом году исполняется 250 лет со дня смерти Жана-Филиппа Рамо, Les Arts Florissants выпустил в мае новый диск с его музыкой, только что представил премьеру сугубо танцевальной программы, а к нам привозит нечто среднее, программу отдельных арий и танцев из разных опер и пасторалей композитора. И это, наверно, самая репрезентативная программа, потому что Рамо именно такой — не пафосный, не строго классический, его музыка создавалась для придворных и салонных развлечений. Попадание в стиль в этом смысле у ансамбля идеальное: они профессионалы, стилистически точно на исторических инструментах исполняющие музыку определенного периода, но они еще и так явно увлекаются происходящим, прелестной мелодикой с бесконечными украшениями, буколически-невинными сюжетами, куртуазностью текста и интонаций, что даже без певцов и танцоров их концерты всегда заметно театрализованы. Видно, что люди играют для собственного удовольствия. Нашей публике, с русской-то пассионарностью, всегда легче давался романтизм со страстными кульминациями и мятежными бурями, но в европейском барокко есть такая тихая и спокойная прелесть, цветущая благодать созерцательности, что поневоле заслушаешься и улыбнешься сам себе тихонько.