5 июня в Малом зале Филармонии состоится концерт бразильского композитора и пианиста Жоао Донато.

В рамках «Дней Бразилии в России» в Петербург и Москву впервые приедет один из создателей жанра босанова, прекрасный и неувядающий Донато в сопровождении своего трио. И пусть вас не обманет скромная вместимость Малого зала филармонии, в котором пройдет петербургский концерт — приезд Донато центральное событие этого бразильского фестиваля.

Карьера музыканта началась на стыке 40-х и 50-х годов прошлого века, когда в Бразилии процветала музыка, под которую можно было томно танцевать и только. Донато же играл как музыкант, а не тапер — за что и вынужден был несколько лет юности посвятить исключительно музыке, а не презренному заработку. Его композиции и песни в какой-то период времени были известны и популярны в США в большей степени, чем на родине. Если его партнеры и соратники Жоао Жильберту и легендарный Антонио Жобим привнесли в босанову нежный, лирический гитарный стиль и интимную, доверительную манеру пения, то Жоао Донато влил в нее ритмический драйв джаза, свободу импровизаций, в общем то, что принципиально изменило ее статус. Танцевать под такую босанову, конечно, было уже невозможно — свобода ритма это свобода музыканта, а не аккомпаниатора при танцполе, зато из области эстрады она перешла в свой собственный культурный ареал и теперь самодостаточна, как один из основных символов бразильской культуры. Именно благодаря Донато бразильская музыка получила такое признание во всем мире.

С другой стороны, после таких фактов легендарный бразилец может показаться мастодонтом палеозойского периода. Он действительно жил и этот поворот в истории музыки совершал совсем в другой эпохе. Но до сих пор музыкант играет непрестанно, все еще продолжая экспериментировать и искать новые сочетания музыкальных стилей и ритмов – и свой последний Grammy он получил совсем недавно, в 2010 году. Сейчас, отпраздновав свое 80-летие, Донато играет в том «вкусном» стиле, который доступен только великим музыкантам на закате жизни — без агрессии, без наступательной необходимости что-то доказывать публике, самодостаточный и соразмерный в своих чувствах, возможностях и желаниях. Мы сегодняшние, с нашим суетливым темпом жизни, с нашей нервической жаждой получить сиюминутный осязаемый результат любой нашей деятельности, забываем об обаянии старости. Красивой старости. Достойной — потому что она достойна восхищения, красивой — потому что она показывает пример прожитой не зря жизни. И привлекательной, потому что если в 80 лет человек с таким искусством и нескрываемым удовольствием играет эти сладкие, пряные и печальные ритмы, если за последние шестьдесят лет он жил только этой музыкой, творил и придумывал ее и она все еще остается для него живой и интересной — значит, возможна и такая, созидающая жизнь. Прекрасная и полная любви к красоте и творящему началу.