Быстро набирающий обороты фестиваль «Лики современного пианизма» (15-20 апреля) в этот раз завершается ударным концертом, которому бы место в летнем фестивальном гиганте — «Звездах белых ночей»: за один вечер в КЗ Мариинского пианист Алексей Володин и симфонический оркестр театра под руководством Даниила Райскина исполнят все пять концертов Бетховена для фортепиано с оркестром.

На первый взгляд подобный концерт — совсем не подходящее для пасхального воскресенья занятие, однако бетховенская музыка душу, безусловно, очищает, а героическая интенция и музыки, и самого факта исполнения пяти фортепианных концертов за вечер, может вполне адекватным образом завершить период великого поста для тех, кто будучи православным не чурается классики: концерт, очевидно, будет состоять из трех отделений и по продолжительности приблизится к классической опере.

В прошлом году на «Звездах белых ночей» бетховенские концерты играл Рудольф Бухбиндер, правда в два вечера, и это был редкий в наших краях случай европейского подхода к Бетховену, без удушающе массивных кульминаций и всепобеждающего пафоса. Тогда даже оркестр, который Бухбиндер сократил до исторически точного состава, был легок и прозрачен, а сам солист-дирижер выглядел эдаким капельмейстером прошлых веков, шаловливым и почти танцующим за роялем, украшениями и выпуклостью фраз возвращающим Бетховена в его время. Володин, конечно, будет играть совсем по-другому, да и оркестр у него будет полный, современный по количеству, то есть большой симфонический. Однако мы вряд ли будем придавлены чрезмерной патетикой и героикой — Володин, хоть и принадлежит к отечественной традиции исполнительства, музыкант совсем другого толка.

Будучи учеником Элисо Вирсаладзе, он, конечно, не «раскрашивает» венских классиков барочными завитушками и пузырями правомочно и не совсем используемой агогики. Историческим стилем исполнительства пианист ни капли не заражен. Но, будучи аналитиком в интерпретациях, он всегда находит замечательный баланс между субъективным эмоциональным восприятием материала и его смыслом. Пожалуй, за последние десять лет его игра сместилась от холодноватой отстраненности в сторону большей эмоциональности, от чего только выиграла: теперь это не только умный, но еще и очень лиричный музыкант. Притом, его технические возможности и желание, оно же умение, играть звуковыми эффектами, его туше — то есть прикосновение к роялю — улучшаются год от года, что делает ему честь и будит какие-то смутные надежды на возрождение отечественной фортепианной школы. Так что лучшее завершение для фестиваля, который демонстрирует разные стороны современного пианизма, придумать сложно.