Полина Осетинская 13 февраля дает сольный концерт в Концертном зале Мариинского театра с программой «Импрессионисты и новая простота».

Флер женственности и спокойная осанка — Полина Осетинская напоминает портреты русских красавиц XIX века с их плавными формами и чувством собственного достоинства во взгляде. Кому тогда пришло бы в голову, что женщины должны равняться на мужчин, работать, заниматься спортом, еще и успевать реализовывать себя как мать и жена, доводя психику и физическое состояние до полного износа судорожной готовностью доказать свою успешность во всех сферах жизни. Вот этой суетности и зубастой современной хваткости в пианистке нет совсем — и внешне, и в игре.

Выбор программы тому подтверждение, трудно найти что-то более умиротворенное по эмоциональному рисунку, чем фортепианная музыка французских импрессионистов: Дебюсси в музыке творил то же, что и Моне в живописи — зыбь воды, солнечные блики в листве, какое-то благорастворение воздуха и счастливое состояние тихой радости бытия. То, что в бурной городской жизни исчезало уже при жизни французских мэтров, а сейчас и подавно отсутствует. Осетинская исполнит самое широко известное сочинение Дебюсси «Бергамасскую сюиту» с ее знаменитым «Лунным светом» и пять из «Двадцати четырех прелюдий», а также две Гносианы лукавого Эрика Сати, друга и единомышленника Дебюсси, родоначальника многих авангардных музыкальных течений. К этому же кругу принадлежит и испанец Фредерик Момпу, в равной степени испытавший влияние обоих французских композиторов — в программе концерта прозвучат три его музыкальных пейзажа.

Другая часть программы представляет новейшую музыку — так называемый поставангард или современный минимализм: Георг Пелецис и Петерис Васкс может быть мало известны широкой публике, зато Арво Пярт величина мировая. Все они, так или иначе, принадлежат к новому витку истории музыки, которая возвращается к традиционным гармониям и мелодике после нескольких десятилетий авангардных диссонансов. Кому-то нежные переливы Пелециса или одухотворенная лаконичность Пярта покажутся обманчиво простыми, кто-то вычленит и сложную архитектонику структуры, и бэкграунд предшествующих музыкальных веков, просвечивающий сквозь цитаты и реминисценции — все равно, с каким багажом вы придете на концерт, слушать эту музыку приятно. Она задевает именно те нервные точки в душе, что отвечают за гармонию.

Полина Осетинская, можно сказать, специализируется на таких сопряжениях разных музыкальных эпох, ее интересы лежат и в сфере исторического исполнительства, и современной музыки: много лет она исполняет сочинения авторов этого толка, некоторые пишут уже специально для нее, а аутентичным исполнением пианистка заинтересовалась на самой заре этого движения в нашей стране. Но эта программа необычно монолитна, тут нет контраста, нет сопротивления материала друг другу, несмотря на разницу в век, и импрессионисты и минималисты занимаются одним и тем же: трансляцией небесных гармоний в наши уши.