28 января в Концертном зале Мариинского театра пианист Ефим Бронфман играет Бетховена с симфоническим оркестром театра и Валерием Гергиевым.

Концерт монографический, что само по себе всегда симпатично: легче настроиться «на волну» одного композитора, со всеми его стилистическими и композиционными особенностями, нежели воспринять сборную солянку из всей истории музыки вместе взятой. Особенно, если исполняется что-то крупномасштабное, а не 38 мазурок Шопена за один вечер. В данном случае, программа просто идеальна: в первом отделении Четвертый фортепианный концерт, во втором — Девятая симфония. И оба эти произведения в творчестве композитора довольно необычны.

Четвертый концерт самый лиричный из всех инструментальных концертов Бетховена. Привычная нам монументальность и романтическая героика уступают место мягкому размышлению и светлой печали. Кроме того, нормально для того времени было дать исполнителю показать свою виртуозность, здесь же виртуозные пассажи — а они, конечно, есть — уступают по значимости общей поэтичной окраске концерта. Центральная в этом концерте, изумительной красоты медленная часть построена как диалог между пианистом и оркестром — и это тоже новшество, поскольку автор впервые дает солисту равные права с оркестром, что потом и осталось в истории музыки как аксиома. Здесь особенно важно взаимопонимание пианиста и дирижера оркестра. Бронфман, один из известнейших и очень активных музыкантов современности, Бетховена играет часто, всегда очень индивидуально — и иногда «поперек» оркестра, если его мощная и целеустремленная манера не совпадает с трактовкой дирижера. С маэстро Валерием Гергиевым они сотрудничают далеко не первый год и обладают общей тенденцией «укрупнения» интерпретаций, так что концерт будет явно удачным.

Девятая симфония — последняя законченная симфония Бетховена, шедевр его творчества и редкий случай массовой популярности классического симфонического произведения: так или иначе, Девятую слышал и узнает любой среднестатистический европеец или русский. Есть легенда, что разработчики компакт диска рассчитывали его объем именно по длительности звучания этой симфонии, как самого известного классического сочинения. В отличие от Четвертого концерта, это венец и апофеоз бетховенской героики и эпического масштаба напряжения, которое через все части тяготеет к громадному финалу, в котором впервые в истории музыки в симфонии участвует хор и солист вместе с симфоническим оркестром. К хору и симфоническому оркестру театру здесь присоединится Петербургский камерный хор Николая Корнева. Знаменитая финальная «Ода к радости» — это и аристотелевский катарсис, очищение через сопереживание искусству, и одновременно колоссальный выброс творческой энергии, почти крик могучего духом и гением творчества, но глохнущего, больного и одинокого титана.