Один из самых знаменитых оркестров народных инструментов — оркестр имени Андреева — 18 ноября представит в Большом зале филармонии им. Шостаковича две новых работы известного петербургского композитора Виктора Плешака: оду «Моя Россия» на стихи Игоря Северянина и кантату «Москва 1613». Накануне премьеры Vashdosug.ru побеседовал с композитором.

— Виктор Васильевич, о России написаны сотни стихотворений, чем вас привлек именно Северянин? Современны ли эти стихи? Они не слишком напоминают лубок?

— Меня эти стихи привлекли в первую очередь своей музыкальностью и певучестью. Они идеально подходят для пения, особенно на высоких нотах благодаря тому, что все строки заканчиваются звуком «а»: «полна, страна, она и т.д.» Еще великий Глинка, работая над «Жизнью за царя», писал своему соавтору барону Розену: «Пишите, что хотите, только чтобы под высокими нотами всегда было «а». У меня в партии баритона 15 разных высоких нот, ведь без высоких нот невозможно добиться экспрессии. Да, конечно, в написанном в 1924 году стихотворении Северянина, может быть, и есть что-то от лубка. Но это очень необычный лубок. От первой до последней строчки возникают противоречивые образы России: «Моя безбожная Россия, священная моя страна» и «Моя ползучая Россия, крылатая моя страна». Этот страстный монолог (заметьте, что стихотворение построено так, что точка стоит только в самом конце) дает возможность и композитору и исполнителям в свою очередь тоже высказаться. Для меня музыка — прежде всего яркие эмоции. Это мое композиторское Кредо. Так что стихотворение, я считаю, современное, поскольку в глубинной России, по большому счёту, ничего не меняется столетиями.

— Вы сохранили для своего произведения название, данное Игорем Северяниным, — «Моя Россия». Но современный слушатель, соответственно времени, более скептичен, его раздражает пафос, смущает слово «патриотизм». Не оттолкнет ли слушателя такое название?

— В начале 2014 года я отмечаю 50-летие своей творческой деятельности. Что только я не пережил и не перестрадал за это время! Например, моя песня «Говори мне о России» в начале 70-х годов была запрещена в Москве. На худсовете сказали, что отныне слово «Россия» нежелательно употреблять в песнях. Такова была установка ЦК партии. Я хочу хотя бы сейчас восстановить справедливость. Почему мы не можем называть Родину по имени. Если бы я родился в Уганде, то наверно написал песню «Говори мне об Уганде» и оду «Моя Уганда».

— Почему вы отдали это произведение не симфоническому оркестру, а оркестру народных инструментов? Можно ли сегодня возродить интерес, особенно молодежи, к народным инструментам?

— Сочинение написано специально к 125-летию Государственного академического русского оркестра им. Андреева, с которым я дружу с 1967 года. Этот коллектив – свидетель истории, переживший революцию, две мировые войны и другие потрясения. Это наше музыкальное достояние. К тому же, с Андреевским оркестром обожают работать певцы, поскольку звучание русских инструментов очень мягкое и не заглушает голоса, чего не скажешь о симфоническом оркестре. Так что в этом сочинении смогут полностью раскрыть себя и оркестр, и вокалисты. И вообще я убежден, что сочинение о России естественнее всего звучит именно с оркестром русских инструментов.

— Непростое отношение сегодня в России и к празднику, связанному с 1613 годом. Некоторые даже иронично называют его «днем Ивана Сусанина». Как вы думаете, почему не удалось убедить россиян в значимости этого события и почему вы решились написать о нем музыку?

Мои предки по материнской линии происходят из села Сусанино, которое находится рядом с родовым поместьем Романовых — селом Домнино. Мы даже вместе с моей внучкой Полиной недавно совершили паломничество в эти края. Так что эта кантата имеет даже какой-то личный характер. Кроме того , одна из тем кантаты — выборы царя, а это очень актуально для современной России.

— Вы автор многих песен о Ленинграде. Следующий год — год 70-летия снятия Ленинградской блокады. У вас есть личные, семейные воспоминания о блокаде и блокадниках и не собираетесь ли вы написать что-то к этой дате? Сегодня отношение наших современников к этим событиям вас не удивляют?

— Эта тема для меня тоже очень личная, поскольку мои родители провели все 900 дней в осажденном городе. К 70-летию снятия блокады по заказу Андреевского оркестра мы с поэтом Евгением Пальцевым написали песню «Победа Ленинграда». Кстати, идею песни навеяна вашими собратьями журналистами. В последние годы они стали называть этот праздник «Ленинградский День Победы». Не знаю, что вы имеете в виду под «отношением наших современников к этим событиям», но моя песни «Лениградки» в наши дни исполняется популярнейшими Еленой Ваенгой, Татьяной Булановой и десятками хоровых коллективов, прежде всего детскими, и на глазах слушателей всегда слезы.

— Вы автор множества популярных эстрадных песен. Неужели время эстрады ушло безвозвратно? А как вы относитесь к многочисленным «Голосам», которые «перепевают» уже написанные когда-то для эстрады песни?

— Лучшие песни прошлых лет стали классикой, а классика должна иметь всё новые и новые интерпретации. Я лично очень радуюсь, когда мои старые песни исполняют молодые исполнители.

— Сегодняшнее состояние петербургской (ленинградской) культуры. Что огорчает, а что радует?

— Радует, что культура стала многообразной, что есть бесчисленное количество исполнителей, концертных залов, театров, фестивалей. А огорчает, Петербург как был так остается Великим городом с областной судьбой. Нет настоящего выхода на Россию. Только Москва может дать известность питерским деятелям культуры.

— Пишете ли вы сегодня музыку к спектаклям или фильмам? Какую?

— В этом году у меня состоялось восемь премьер в разных театрах страны. Среди них мюзикл «Инкогнито из Петербурга» по актуальнейшей пьесе Гоголя, спектакль «Дядюшкин сон» по Достоевскому, «Милые грешницы» по Рабле и Лесажу, «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду. Что касается кино, то у меня сейчас новый этап. Мои песни стали попадать в саундтрэки фильмов, как приметы музыкального быта прошлого века. Например, песня «Экипаж –— одна семья» попала в картину Сергея Бодрова-старшего «Дочь Якудзы» и в сериал Сергея Жигунова «Горюнов».