Экстравагантного персонажа из группы «АукцЫон» Олега Гаркушу знают, пожалуй, лучше, чем любого другого участника этой группы. Известен он так же и по нескольким актерским работам, в числе которых Музыкант в последней картине Алексея Балабанова «Я тоже хочу».

Однако, не так широко известно то, что Гаркуша — основатель фонда поддержки молодых музыкантов под забавным названием «Гаркундель», и что сейчас у этого фонда появилось помещение, где Гаркуша планирует открыть арт-центр. Артист собирает деньги при помощи краудфандингового сервиса Planeta.Ru, где каждый желающий за вознаграждение в виде сценических перчаток, галстука или автографа Гаркуши, может поучаствовать в создании арт-центр материально.

VashDosug.ru поговорил с Олегом Гаркушей о будущем арт-центре, молодых музыкантах и предстоящих фильмах с его участием.

— Ваш фонд недавно получил помещение для арт-центра. Как появилась идея создания такого центра и что именно там будет?

— В 2001 году был образован Санкт-Петербургский фонд развития молодежной культуры «Гаркундель», он существовал в кинотеатре «Спартак». Мы предоставляли площадку молодым музыкантам. У нас не было никакого формата, просто если умеешь и хочешь что-то сыграть — ради Бога, играй. Через «Гаркундель» прошли очень многие: «Ночные снайперы», «Враги», «Торба-на-Круче», «Billy’s band» и другие. Потом кинотеатр сгорел, и фонд остался без помещения. Я стал искать новое, обратился к властям. Это было 7 лет назад, все это время шел поиск. Мне предоставлялись помещения, как правило, не подходящие под арт-центр. В конце концов нашлось помещение на 10-й Советской, 17Б.

Это отдельно стоящий флигелечек во дворе. Теперь его нужно ремонтировать: все коммуникации, фасад, крышу. Как оказалось, мир не без добрых людей: мы кинули клич, и уже собрали на электронный кошелек некоторое количество денег. Надеюсь, что примерно через год у нас заработает отличный центр с хорошим звуком, атмосферой и дизайном. В нашем арт-центре смогут проявить себя не только музыканты, но еще и художники, фотографы. Будут проводиться выставки, перфомансы. Возможно, будут организованы репетиционные площадки для музыкантов, для театральных коллективов. Я очень хочу, чтобы были акции для ветеранов на праздники, для детишек, для инвалидов. Если получится, будет даже группа анонимных алкоголиков. Музыкантов же много с алкогольным пристрастием.

— Главная цель, создаваемого вами арт-центра — это поддержка молодых музыкантов. Какими должны быть группы или исполнители, чтобы вам захотелось их поддержать?

— Здесь все очень просто. Они должны меня удивить, поразить, и у них должны быть харизма и талант. Это очень важно. Если нет харизмы, значит ты никому не интересен. Я смотрю безумное количество коллективов, которые у меня выступают, и из 200 можно выбрать от силы 5, и то это не означает, что это действительно крутые коллективы. Это очень хорошие, но не такие, как, извините, в наше время. Сейчас личностей нет практически.

— С чем вы это связываете?

— Сейчас просто золотой телец в народе живет, а тогда музыкантам по барабану все было, кроме музыки: они могли не пить, не есть. Поэтому и песни писали замечательные, светлые, без жесткости и надрыва. У нас ничего не было: ни инструментов, ни аппарата, ни репетиционных точек. Сейчас все есть, только деньги имей. А чтобы создать сам материал, людей не прет. Не понятно ведь, о чем они поют.

— Создается ощущение, что за последнее время не появилось новых лидеров поколения, которых было достаточно, к примеру, в 80-е. Вы согласны с этим?

— Новых не появилось, да. Есть Леха Никонов, замечательный поэт, талантливый, харизматичный человек, а больше – сейчас вспомнить не могу. Сейчас время другое. Многие молодые коллективы хотят всенародной популярности, но они хотят ее быстро. А я всем говорю: «Не бывает такого!» Таланты есть, в России очень много талантливых людей. Ведь появились же в свое время Егор Летов, Александр Башлачев, Янка Дягилева, Веня Дыркин и так далее, из разных регионов, о них узнали, их полюбили. В принципе, это и сейчас может произойти, но молодым нужно перестать ждать стечения обстоятельств. Просто так в жизни и в творчестве ничего не происходит.

— Поговорим теперь не о музыкантах, а о вас. Вы часто говорили, что вы не музыкант, не актер, не поэт. Кто же вы?

— Я даже не знаю, как ответить. Я не музыкант и не актер, нигде не учился. Я всегда был странен. Наверное, эта странность и перенеслась на сцену. Те же танцы непонятные ни мне, никому: я вообще не понимаю, как это все происходит. У меня ноги сами это делают. Это в основном импровизация. По поводу других ипостасей: написание книг — случайно вышло, написание стихов — случайность, даже появление на сцене — случайность. Я никуда не рвался, это спонтанно выходит. Например, для кино у меня нет никакого портфолио, я не навязываюсь никому: хочешь — снимай, не хочешь — не снимай. Снимают, слава Богу.

— Вас пригласили сниматься сразу в нескольких фильмах. Что это за картины?

— Первый из них будет делать моя арт-директор Мария Д’Эспуар со своим мужем Германом Павловым. Это короткометражный пятнадцатиминутный фильм. У меня главная роль, естественно. Пока я не буду раскрывать всех тайн. Буквально вчера была читка сценария, скоро начнутся съемки. Еще два предложения — это сказочный материал: Валерия Гай Германика снимает кино по «Оле Лукойе» Андерсена, а Саша Стрелина — по Гете. Саша перевела стихи Гете в прозу и наваяла сценарий, где я предположительно буду играть Мастера кукол. Это интересно, сказки я люблю, и в кино я практически на все соглашаюсь. Мне все интересно.

— У вас была главная роль в последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Все-таки сняться в фильме у Балабанова — это, наверное, очень почетно?

— Я даже и не мечтал о таком! На эту роль было много претендентов: это и Бутусов, и Чиграков, и Глеб Самойлов, и Федоров. Я им завидовал по-хорошему. Но так получилось, что Леша мне позвонил, и я естественно сказал «да». Я был просто счастлив. Самым большим комплиментом от Леши было то, что он сказал: «Гаркуша — это не клоун, Гаркуша — это великий драматический актер». Такие слова дорогого стоят.