18 октября в Большом зале Филармонии состоится петербургская премьера симфонии Леонида Десятникова «Зима священная 1949 года».

Петербургский композитор Леонид Десятников, неменяющийся десятилетиями ироничный фавн с вечной полуулыбкой и скептической линией бровей, как и большинство людей, входящие в мифологию культурного ландшафта нашего города, вещь в себе. Его даже элитарным композитором не назовешь — современная элита с ее вкусами к попсе во всех видах искусств вряд ли оценит музыку композитора, разве что прихвастнуть к слову может: мол, на Десятникове была, такой рингтон классный записала.

Но если его сочинения и не для всех, зато — для многих. Собственно, даже не имеющий специального музыкального образования, но обладающий большим музыкальным багажом, слушатель получит удовольствие от игр композитора с музыкальным материалом, которые в высоколобом стиле можно назвать постмодерном, а сам автор назвал как-то «преображением банального». В данном случае, основой музыкальной ткани симфонии послужили самые разные банальности — от Чайковского до пионерских песен недавнего прошлого, а еще — музыка Стравинского, Шостаковича, Прокофьева, марши и другие жизнеутверждающие музыкальные штампы советской культуры. Человек, проживший в Советском Союзе хотя бы часть жизни, не может не узнать эти мелодии и стиль, а постоянный посетитель Филармонии опознает и все цитаты русских композиторов, проверенными сочинениями которых был наполнен радио- и телеэфир нашего детства. Сейчас бессмысленно спорить, плохо ли было или хорошо замыливать до бесконечности 40-ю симфонию Моцарта, «Лебединое озеро» Чайковского или «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, постоянно транслируя их в эфир, но эту музыку хотя бы знали, она была узнаваема самыми разными слоями населения, от инженеров до физиков. Что, как некий ностальгический элемент, и обыгрывается в творчестве Леонида Десятникова.

Во втором отделении концерта прозвучит Первая симфония Сибелиуса, которую вполне можно отнести к ведущим банальностям ХХ века, так как растиражирована музыка Сибелиуса была — и остается — на уровне национального символа нашего ближайшего западноевропейского соседа. При всем том, она певуча и лирична, местами напоминая поздних романтиков, местами же советских композиторов второго ряда, с их не всегда ловкими заигрываниями с национальным фольклором. Здесь же народная песенность воспринимается совершенно прямолинейно любовно, Сибелиус родину искренне любил и намеренно и поступенно создавал национальную музыкальную классику, как бы громко это не звучало.

Музыку двух, таких разных, даже прямо противоположных по внутренней интенции композиторов, будет исполнять ЗКР под руководством Александра Ведерникова, вместе с хором студентов Санкт-Петербургской консерватории и солистками Олесей Петровой (меццо-сопрано) и Натальей Мироновой (сопрано).