11 и 12 июля в Концертном зале Мариинского театра пианист Рудольф Бухбиндер выступит с фортепианными концертами Бетховена в сопровождении оркестра театра.

Один из ведущих в Европе концертирующих пианистов, Рудольф Бухбиндер записал более ста дисков, играет около ста концертов в год и, в принципе, не нуждается в расширении своей аудитории. Так что его появление в орбите фестиваля «Звезды белых ночей» последние несколько лет — чистая удача петербургской публики. С другой стороны, именно наша публика не совсем в его, Бухбиндера, ключе воспитана и принимает его далеко не всегда однозначно. В отличии, скажем, от большого количества приезжающих на фестиваль москвичей, которые и выравнивают ситуацию в зале своим эмоциональным и сугубо комплиментарным восприятием игры музыканта.

В нашем классическом, вековым гранитом ограненном, геометрически правильном и очень консервативном городе вообще медленно приживаются новые идеи. Мы все меряем прошлым, веками славы нашего искусства, поколениями исполнительской школы. Которая никак не соприкасается с современным, вот уже полвека принятым в Европе историческим стилем исполнительства. Не то, чтобы Бухбиндер был чистый аутентист — играет же он Бетховена на современном рояле, а не на хаммерклавире, для которого писал композитор. Но все интерпретации, штрихи, стилистические приемы, да и сам текст музыкант сверяет с автором, с уртекстом, сравнивая различные редакции и анализируя произведение с точки зрения исторически точного стиля.

И именно венская классика, а из нее в большей степени музыка Бетховена стала для Бухбиндера и основным интересом на всю жизнь, и ключом к успеху, и изюминкой его концертных программ: очень важно, что к нам он снова привез именно бетховенские концерты, после полного цикла бетховенских фортепианных сонат — по принципу «повторение мать учения», публика постепенно оценит такой подход к проработке музыкального материала.

Бухбиндер пианист-аналитик. Тем более интересно его слушать — настолько наглядно прорабатывает музыкант все слои музыкального текста, все голоса кажутся осязаемо самостоятельными, вся базовая конструкция, архитектоника музыки возникает перед глазами. Вся форма, через все части, воспринимается именно как единая форма, единая структура. Часто ли мы такое слышим? С другой стороны, пианист достаточно лиричен, его Бетховен скорее светел, чем массивен и уж точно лишен привычного нам пафоса. Бухбиндер и выглядит за роялем также — без внешней аффектации, рационально даже внешне, без рисовки и излишнего «артистизма» в движениях. Есть в такой манере что-то простодушно честное и очень привлекательное. Преимущество ли это возраста, когда уже, наконец, можно не самоутверждаться за счет насилия над композитором или романтических жестов, а позволить себе просто играть то, что написано, европейская ли культура поведения накладывает свою печать сдержанности — не важно. В любом случае, стоит послушать концерты Бетховена в исполнении лучшего и авторитетнейшего интерпретатора бетховенской музыки в Европе — кому-то для самообразования, кому-то для чистого удовольствия, но стоит.