7 июля в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» в Концертном зале Мариинского театра за дирижерским пультом будет Пааво Ярви.

Фото: Jean Christophe Uhl

Всемирно известный американский дирижер эстонского происхождения Пааво Ярви в России бывает не слишком часто и, в основном, в Петербурге — благодаря фестивалю Валерия Гергиева. И это должно наполнять нас гордостью, потому что дирижеров такого уровня мы не то чтобы редко слышим – мы их практически вообще не слышим, и редкая удача гастрольного концерта, — например, РНО во главе с Михаилом Плетневым — не спасают ситуацию. Большие симфонические оркестры первой десятки к нам не приезжают, очевидно, из-за дороговизны подобного проекта, а дирижерскую элиту может себе позволить пригласить вот разве что Мариинский, у которого есть собственный маэстро мирового уровня известности.

Тем более чести делает Валерию Гергиеву приглашение Пааво Ярви. Ярви подтверждает идею времен Возрождения о династической преемственности профессии: он родом из семьи, в которой практически все мужчины дирижеры — отец, дядя, брат. В первую очередь отец, знаменитый Неэми Ярви, благодаря которому Пааво с детства воспринимал музыку, что называется, «изнутри». То, чему музыканты учатся, точнее, научаются учиться далеко не сразу и хорошо, если к консерватории этот умение уже наработано – анализировать музыку и воспринимать ее в первую очередь как структуру и форму, насыщая ее потом стилистическими нюансами — это Пааво Ярви впитывал естественным образом дома, вместе с отцом, слушая и обсуждая с ним громадное количество записей из домашней коллекции. Так, в идеале эпохи Ренессанса, и появляются настоящие профессионалы, поколениями наращивая умения и способности в своем деле.

Оттуда же, из детства, любовь и внимание к музыке Бетховена, Седьмую симфонию которого мы услышим 7 июля. У публики «Звезд белых ночей» уже была возможность познакомиться с ней в исполнении Ярви в 2009 году, когда Мариинский циклом концертов представил все бетховенские симфонии, поделив их между Гергиевым и Ярви. Седьмая тогда поразила своей легкостью и энергичностью, в противовес нашей, гораздо более тяжеловесной и массивной традиции исполнения бетховенской музыки. Великолепное чувство формы, стиля и сквозного развития симфонии — вот, что было главной и нечаянной радостью публики в тот вечер. Особенно вторая часть — лирически изящная, совершенно не «размазанная» в невыносимо пафосный похоронный марш, к которому мы привыкли в нашей традиции, а настоящее легкое, танцевальное Allegretto, как оно у Бетховена и обозначено.

Помимо Бетховена в концерте прозвучит Первая симфония Джордже Энеску, румынского композитора первой половины ХХ века, впитавшего как опыт европейского романтизма, так и нововенскую традицию, и считанные разы исполнявшегося в России.