В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 18 июня в Концертном зале Мариинского театра выступит Венецианский барочный оркестр под управлением Андреа Маркона.

За более чем двадцатилетнюю историю существования «Звезд белых ночей» в его программу еще ни разу не попадали аутентичные исполнители — все-таки Валерий Гергиев, бессменный глава, создатель и генератор афиши фестиваля далек от мира исторического исполнительства чрезвычайно. В чем, собственно, не ощущается никакого ущерба для дела — уровень исполнителей, как своих, так и приглашенных, чем дальше, тем больше оправдывает название фестиваля, а на аутентистах свет клином не сошелся. Исподволь это направление уже попало в орбиту Мариинского театра, ведь практически все современные европейские инструменталисты так или иначе усваивают идею стилистически и исторически достоверного исполнения музыки определенных эпох. Те же Леонидас Кавакос и Рудольф Бухбиндер, два «центра тяжести» нынешних «Звезд белых ночей», которые привозят в этом году каждый по тематическому циклу произведений Бетховена, прямое тому доказательство. Несмотря на то, что играют они на современных инструментах (у Кавакоса, правда, скрипка работы Страдивари, но зато железные струны и современный смычок), их интерпретации строятся на манере исполнения бетховенских времен, штрихах и фразировке, которая подразумевалась автором, а не была навязана позднейшими редакторами нотных изданий.

В этот же раз мы услышим самый настоящий европейский барочный оркестр, который играет только на исторически достоверных инструментах — действительно старинных или репликах старых мастеров современной работы, с жильными струнами и барочными смычками, которые предполагают немного другой принцип звукоизвлечения. И играет Вивальди так, как играл бы свою музыку сам великий рыжий венецианец, а Баха так, как предполагал Бах. Этому и в правду нужно специально учиться, ведь во времена барокко ноты давали исполнителю скорее основу произведения, все украшения и орнаментика у струнных и даже расшифровка басовой партии, в которой прописывались только аккорды, было делом самих исполнителей. Или — в более поздние времена — редакторов. Что, конечно, изменяет замысел композитора и обедняет свободу самовыражения музыканта, тем более, что любой редактор тяготеет к стилю своего времени, а совсем не баховского, к примеру.

Петербургская консервативная публика далеко не всегда готова воспринимать такой стиль исполнительства, но в данном случае музыка так красива, а итальянские музыканты так эмоциональны и выразительны, что не понравиться они просто не могут. В программе произведения всегда безошибочно попадающего в душу слушателей Антонио Вивальди, при чем не привычные «Времена года», а редко звучащие у нас концерты и арии из опер (солистка чешское меццо-сопрано Магдалена Кожена). Венецианский оркестр славится своей любовью к великому земляку, в их исполнении впервые в наши дни прозвучали несколько считающихся утерянными опер композитора. Мы услышим также концерт для продольной и поперечной флейт Георга Филиппа Телемана, любимого флейтистами за относительную простоту музыкального текста в сочетании с выразительной и разнообразной, почти вокальной патетикой. И в довершении этого букета сладчайшей мелодики, прозвучат несколько арий Георга Фридриха Генделя, чье творчество по праву считается вершинным достижением вокальной музыки барокко.